4.4. А. Смит о роли государства

Для ХVIII века был характерен взгляд, хорошо только естественное. Своими корнями он уходит в античность и христианство. Хотя христианство эталон естественности видело в монашестве. Борьба за естественное проявление человеческих чувств, поступков, действий составляет одни из основ эпохи Просвещения: естественное значит справедливое, значит выгодно. Естественное - это самовольное. «Мир движется сам по себе», - говорят физиократы. Естественный порядок - идеальный режим, образованный ум его открывал, а образованный деспот его организует и вводит. Но Смит сохраняет ту черту, типичную для Просвещения, о месте и роли естественности (естественное желание и движущие мотивы, естественные цели, природные нормы заработной платы, прибыли и ренты), в отличие от физиократов за спонтанный экономический уклад, основанный на личном интересе индивидов.
Невидимая рука направляет, поддерживает «естественное движение вещей к лучшему, несмотря на бессмысленность и огромные ошибки администрации». Следовательно, государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь. Вот исходная важнейший тезис А. Смита.
По Смиту «государство порождается естественным движением вещей». Она обеспечивает охрану в обществе мира, порядка, справедливости, имущества граждан, свободу в достижении своих целей и функции:
а) обеспечения таких услуг, которые невозможны или невыгодны для частных лиц;
б) поддержание режима естественной свободы, отказ от поддержки монополий, поощрение свободной конкуренции;
в) охрана жизни, собственности и свободы граждан (необходимый минимум зарплаты, оборона страны, правосудия).
Торговля и промышленность развиваться не там, где нет уверенности во владении своей собственностью. Торговля и промышленность вряд ли могут процветать в государстве, где нет доверия к правительству.
4.3. Учение А.Смита о капитале ГЛАВА 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ индустриального ОБЩЕСТВА