9.7. Институционализм.

Институционализм - концепция экономической теории, в экономической системе синтезирует роль социальных, правовых, организационных, политических, этических, ментальных, экономических институтов в процессе их функционування.
Сами по себе указанные институты появляются еще в начале формирования цивилизаций. Их обнаружено в "Ветхом завете", Ведах, "Русской правде", "Солические правде", Дигестах Юстиниана, их найдешь у шумеров, инков, в Древнем Египте. Традиции, обычаи, отраженные в Домострой, в древних религиях, первоначальные формы институциональных образований. В течение длительного времени в различных исторических условиях последние играли разную роль: сглаживание социальных проблем с позиции национальной безопасности; поддерживая развитие страны в военном, политино-экономическом, геополитическом, технологическом прогрессе; защищая и укрепляя монархию, аристократию; стабильноти; парламентаризма, и на определенном этапе - воли, в широком смысле слова, (экономической, политической, мировоззренческой, моральной), что способствовало наконец замещению новыми институтами старых.
В Китайской, индусские, Европейской, Исламской цивилизациях институциональные образования имели и общие черты, и существенные различия. Различия мы видим в тех же господствующих религиях, а общее-в государстве, собственности, деньгах, мерах веса и ин.
Необходимо выделить эпохи фиксируют особое историческое значение институтов. Так, например, для движения прогресса важную роль сыграли такие институты как семья, государство, разрушающих многовековые застывшие традиции и обычаи родоплеменного быта. Это обусловило становления индивида, исчезновения замкнутости, оседлости, появление межличностных, а позже и межгосударственных отношений.
Институты - на поверхности явлений. Они объекты изучения. В Китае выделяется семья и государство несущие конструкции поднебесной. В индуизме - круговорот жизни, закрепленный в кастах; в Исламе - покорность воле Аллаха.
В эпоху средневековья проблема духовного и материального - в пользу первого. Проблемы короткого земной жизни - экзамен пред вечным неземным свитом.
В социально-экономических, политических, философских, моральных исследованиях экономические процессы не выделялись как самостоятельные, они рассматриваются как производные. Платон собственность рассматривает с позиции обеспечения национальной безопасности (илоты, золото и серебро не могут быть в частной собственности).
Аристотель исследует экономику натурального хозяйства, а в Афинах функционирует и денежная экономика, но она, по Аристотелю, неестественная, она предмет хрематистики.
Для средневековья, в котором господствует христианство с его догмами, характерно рыночное хозяйство, но оно ограничивается институтом "справедливой цены".
Институты должны и экзотическую форму. Так, Ключевский в работе "Добрые люди Древней Руси" называет "институт попрошайничества". Оказывается - это путь с двусторонним движением. Он соединяет милостыню дающего, с милостыней того, кто берет. Через милостыню богатый открывает себе дорогу в внеземной жизни - рай, а тот, кто берет - спасение в земной жизни. Одновременно это и условие сбережения социального мира, что:
а) для христианства играло особую роль - "легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому попасть в рай";
б) в Исламе они принимают форму закату;
в) конфуцианство предлагает бедному дать не рыбу, а удочку, чем обеспечивается ему безбедное будущее.
Институты сохранения социального мира в средневековье имеют и свою организационную форму: гильдейские союзы в ремесленничестве, торговли;
г) сеньориальных отношения в сельском хозяйстве. Конечно, их функционирование происходит под влиянием христианства. Но с изменением среды эти институты или уничтожаются или постепенно сходят с исторической сцени.
Институты античного мира (Греция, Рим) - колыбели европейской цивилизации - были в своем подавляющем большинстве заменены в эпоху средневековья. Позже последние канули в Лету, в историческое бытие: раньше в Англии, затем во Франции, а со временем в Германии и в Росии.
Римская империя - крупнейшее государственное образование античности. Последнее было образовано римскую систему земледелия, римское право, первые акционерные общества, кредит, страхование, военную стратегию и тому подобное. Но несмотря на все достижения, империя погибла под давлением варваров, ничего такого не было. Получается, институты, способствовавшие расцвета империи, оказались не действующими в определенной среде, поэтому и новые, соответствующие исторической тенденции, возникнуть не могли.
Для европейской цивилизации господствующими стали институты "мрака веков" в течение 600-1000 лет.
В Китае на этот период приходится правления династии Тан. Это великая эпоха.
На огромной территории от Индии до Испании расцвела блестящая цивилизация Ислама.
Но не все, что в это время было потеряно для христианского мира, оказалось потерянным вообще для цивилизации. Напротив, по тогдашнему положению Западной Европы, никто не мог бы сказать, что она займет главенствующее положение в мире по мощи и культури.
Преимуществом, достигнутой после Возрождения, мы обязаны отчасти науке и научной технике, отчасти тем политическим учреждениям, которые были постепенно созданы в период средневековья, делает вывод Рассел. (Рассел. История Западной философии с. 456) Успехи европейской цивилизации он видит прежде всего в достижениях науки и индустриализации, а также в институциональных образованиях - политических установах.
Институциональные образования появляются на сцене общественной жизни как порожденные тенденциями политико-экономических процессов, так и устанавливаемые государственными, общественными структурами или их единством. Так, раннее христианство трансформируется в институт римского императора. Христианство насаждает целую систему институциональных образований: церковь, папство, монашество, мировосприятия, служение, моральные нормы (заповеди), каноническое право, ордена, инквизиции и т.д. Все это, в конечном счете, выкристаллизовалось в особой форме институционализма - ватиканском институционализми.
В экономических процессах появление этих своеобразных инструментов имеет соответствующее основание: институты, порожденные историческими тенденциями, и институты, основанные волевыми решениями, сознательно. При этом различаются институты, как отражение национальных особенностей исторического развития, так и тенденций общеисторических - технологических революций как объективной основы рыночных видносин.
Экономические отношения формируют и менталитет. В литературе привычным пример савлення к золоту аборигенов Латинской Америки и европейцев - первооткрывателей этих земель. Абориген, удивляется, почему этот гость такой неравнодушный к блестящему кусочка. Разнится их оценка этого блага. Они - представители разных общественных сред. Но и к аборигенам позже приходят рыночные отношения, хотя и особые - отсутствие равенства в обмене, вне конкуренции, при различиях в системе институтов, институциональных утворень.
Институциональные образования - дети определенной эпохи. Они могут вступать как инструменты прогрессивного развития, так и тормозя последний. Примером соотношения политики и экономики является Англия. Англичане, отмечает Монкретьен, приоритет был отдан экономике, и стали Великобританией. Превалирование идеологии в СССР стало могилой этой империи.
Так, институты, утвердившиеся после уничтожения феодальных отношений, на определенном историческом этапе истории самознищуються. Й. Шумпетер пишет: "Таким образом, капиталистический процесс отодвигает на задний план все те институты, особенно институт частной собственности и институт" свободного контракта ", выражавшие потребности и методы истинно свободной экономической деятельности (Шумпетер, Капитализм, социализм и демократия, с. 197).
В ходе индустриализации происходит организационный процесс отделения собственности от индивидуума. Владелец акций не может решать судьбу предприятия, объединенного в финансово-промышленной группе, холдинга, конгломерате, имеющих транснациональное значение. Интересно исторический опыт России после ноября (октября) 1917 года: институты военного коммунизма; НЭПа; с 1927 года - централизованная экономика, но параллельно существует товарный обмен, многомиллионные частные крестьянские хозяйства; с 1934 года они переведены на коллективную собственность, а с 1936 года - всеобъемлющее господство Госплана с его методом материальных балансов на основе общественной (государственной) власности.
Централизованная авторитарная экономика может возникнуть и на основе частной собственности. Об этом убедительно свидетельствует история Германии периода господства нацизма. Институты "регулируемой" экономики лишали права распоряжения продукцией владельцев пидприемств.
Один из авторов "социально-ориентированной экономики" В. Ойкен в своей теории экономических порядков, созданных условий для наиболее эффективного использования ресурсов пишет: "Большинство экономических порядков в истории человечества является" развитыми "порядками. Они возникли без предварительной разработки определенного плана - строительства. Политика lasser fiare также предполагала свободное развитие экономических порядков. Ею руководила вера в то, что таким образом возникает достойный человека порядок. В противоположность этому многие современные порядков, прежде всего, присущи централизованно управляемой экономике, является "установленном порядке". Конкурентные порядки занимают промежуточное положение между этими двумя крайностями. Мы не изобретали конкурентный порядок, а находили его элементы в конкурентной действительности, пытаемся развить необычайно сильные тенденции к полной конкуренции, что мы видели в самом повседневной жизни. (Основные принципы экономической политики, с. 471)
Работа В.Ойкена издана в 1952 году, когда государство централизованно-административной экономики в союзе с коалицией наиболее развитых стран рыночной экономики в тяжелейших условиях ценой огромных жертв, победила тоже централизованно-административную страну нацистской Германии и ее союзников - Японию и Италию.
Но история поменяла местами победителей и переможених.
В России институт жестко централизованного планирования. Госплан в условиях быстрого развития индустриализации (росло число и объем изделий) не смог решить проблему планирования и привел экономику страны к развалу. Хотя он не был единственной причиной розвалу.
Равновесное развитие (а он назывался планомерным развитием) шел по модели создания материальных балансов. Это для определенного периода создавало условия экономического роста. Но если в 30-40 г. их число не превышало несколько десятков тысяч, то в 80-е гг оно составляло несколько десятков миллионов. Создать эффективную увязанную систему материальных балансов, не имея соответствующей технико-технологической базы, было невозможно. Что и обусловило конечный результат - политическую катастрофу СРСР.
А Германия создала "экономическое чудо", одним из авторов которого является В. Ойкен, вошла в число наиболее развитых лидеров индустриальных стран. (В. Ойкен автор концепции "конкурентного порядка", ордолиберализму).
Историческое осознание места и роли сознательно создаваемых институтов свидетельствует, что решающую роль в этом играет держава.
Кант пишет: "задача государства состоит в том, чтобы найти форму, в рамках которой возможно совместное проживание в сообществе, большое пространство для свободного развития индивидуальных сил". Из приведенного положения видно, что Канта не беспокоит общий интерес. Защита индивидуальных интересов может привести к забвению общественных интересов. Государство создает законодательное поле, в котором гармонично решаются как индивидуальные, так и общественные интереси.
Закон может быть принят, но если не созданную среду их благотворительной действия, историческая тенденция дня уходит и появляется зарождения других тенденций, его действие не достигает ефекту.
Ярким примером этого процесса является взаимосвязь экономической теории и экономической политики меркантилизма. Меркантилисты родоначальники исследования этого процесса. Португалия и Испания, награбувавшы огромное количество золота и серебра и опираясь на концепцию о том, что вывоз денег обедняет страну, потеряли темпы экономического роста. Великобритания - на концепцию активного торгового баланса - становится мастерской свиту.
Теория lasser fiare усилила позиции Великобритании, и она же стала причиной ухудшения этих позиций. Теория протекционизма индустриального воспитания нации привела Германию на первое место в конце XIX века среди индустриальных стран Европи.
Ойкен пишет о том, что в основу политики lasser fiare положена воля. Воля должна быть представлена для того, чтобы развить природный богоугодное порядок "и свободный естественный порядок не возник просто потому, что экономическая политика оставляет свою реализацию за самим процессом развития. Он возникает только тогда, когда сама экономическая политика становится ориентированной на это "(109).
Как видно, процесс развития требует изучения взаимосвязи между институтами - хозяйственными, правовыми, политической системы, социальными, этическими, моральними.
Пионером здесь выступает историческая школа Германии и один из ее предшественников Ф. Лист. Германия оказалась под давлением большегрузных поездов - Англии и Франции и не могла отстоять свои национальные интересы через индустриальное развитие. Но в уже созданных благоприятных условиях рождается национальная экономическая теория с политикой протекционизма и индустриального виховання.
Если рождение политической экономии произошло в условиях, когда изучение экономических процессов основывалось вне учета институциональных образований, "невидимая рука" - регулятор экономического процветания, то историческая школа ввела их в систему экономической науки. В этом ее историческая заслуга.
Индустриализация обусловила интернационализацию институтов и неизбежность изучение в экономической теории, но с учетом национальных особенностей концепций.
Начало этому процессу систематического анализа институтов в экономической теории заложены американским институционализмом. В последнем четко прослеживается учета особенностей осуществления индустриальной технологической революции и особенностей политической системы, в целом американского образа жизни того период.
В настоящее время - конец XIX в. - Господствующей в экономической науке являлась теория маржинализма. Маржинализм - концептуально основывается на примате позиции индивида с его системой ценностей, в нем нет места социальным процессам, которые влияют на ту же цену. Последние учитываются в концеции неоклассиков - точка пересечения спроса и предложения, на стороне спроса - предельная полезность, на стороне предложения - предельные издержки производства. Но влияние институциональных факторов в этой теории не нашел отражения.
Особенностью экономического положения в мире после окончания первой мировой войны было приближение кризиса. Рыночная экономика с ее "невидимой рукой" потерпела глубокого потрясения, выход из которого - создание институтов, способных осознавать вмешательствами в экономику способствовать ее росту, экономическому развитию, стабильном наращиванию эффективного использования факторов производства.
Заслуга институционалистов, начиная с Веблена, в том, что они вводят в анализ социальные, политические процессы и их институты во взаимодействии с экономическими. Для Веблена и его последователей тезис о "экономического человека" как общественное единицу неприемлема. Как и другие, Веблен исследует поведение и мышление социальных групп, обусловленных их личными социальными и этическими условиями. Эти условия, под влиянием такого фактора как технология, изменились. "Технология - единство знаний, квалификации и технической базы общества на данный период. По технологии - единственный класс. Это все, кто занят в промышленности "(Веблен).
Индустриальная технология совершенствует промышленность. Неизбежно появление больших и сверхбольших предприятий, имеющих возможность совершенствовать техническую базу. Благодаря их деятельности происходит трансформация капитализма рыночного, свободной рыночной конкуренции в "коллективистский капитализм", в котором формируются коллективистские потребности. Появляется Уведомления формирования и развития социальных потребностей. Эти положения укладывают одну из основ институционального анализа, является одной из его заслуг. До появления "социальной рыночной экономики" остается сделать не так уж много шагов. Меняется как структура потребностей, так и условия их реализации. Они могут быть реализованы и коллективно. Например, народное образование, здравоохранение, создание полноценного досуга, забота о людях, утративших трудоспособность, развитие сферы услуг, экология. Они носят социальный характер. Очевидный вывод - невмешательство государства в экономику в определенном историческом этапе поставлены объективные пределы. Государство неизбежно становится основным регулятором реализации этих потреб.
Проблема социальных потребностей требует нового подхода к особенностям их формирования. Потребности дифференцируются и по классовому происхождению. Веблен в "теории праздно класса" исследует это. Так, он утверждает: "Возникновение праздно класса совпадает с зарождением собственности.







9.6. Социальные идеалы Д.М. Кейнса 9.8. "Дикий капитализм" и христианство. Ватиканский институционализм