9.8. "Дикий капитализм" и христианство. Ватиканский институционализм

Гильдейские система испытала и подчинялась влияния христианства в своем социальной и экономической жизни. "Справедливая цена" - один из важнейших инструментов реализации христианских заповедей о всеобщности благ, данных Всевышним человечеству. В ней заложены социальные идеи христианства о Солидарность. В известной идеи сохранились некоторые черты раннехристианских общин. Но развитие материальной цивилизации и планетарности экономических связей должны были неизбежно привести к появлению новых отраслей производства. Так появляется на территории Европы хлопок, и стремительно растут хлопчатобумажные мануфактуры, а затем и фабричные предприятия. Они вне зоны гильдейские отношений с их социальной регламентацией, они и вне зоны законов, регламентирующих их функционирование. Они "дикие", "не регламентированы", а значит здесь полная произвол работодателей. В их руках появилось мощное орудие роста производительности труда, снижение издержек производства - машина. В этой ситуации стремительного развития в условиях неконтролируемого христианством эгоизма, жадности, аморальности особую роль сыграла экономическая политика либерализма, открыла шлюзы национальной предпринимательской деятельности в их погоне за максимальным прибутком.
Первой ласточкой новой эпохи стало появление ткацкого станка. На рынках Европы появилась хлопок. Дешевая заморская сырье - продукт рабского труда. Его переработка в ткань идет за гильдейские и государственными ограничениями и регламентацией. Здесь рождается "дикий капитализм" с его бессовестной эксплуатацией дешевой женского и детского труда, с его длинным рабочим днем, отвратительными условиями труда, с правовой незащищенностью, бесправием человека труда. Христианство утратило свое влияние на межличностные социальные, моральные, этические отношения. И государство занималось в основном проблемами фритредерства и протекционизма. Так, велико было влияние экономических концепций о коммерческой экономию, а критика их социалистами в революции 1848 года потерпела сокрушительное поражение. И только новые социалистические идеи Маркса, Лассаля, социал-демократов, катедер-социализма, фабианского общества и других критических сил, способствовали осознанию рабочим классом своей силы. Свое отражение эта сила нашла в массовом профсоюзном объединении, в создании рабочих социалистических, социал-демократических партии, а также в кооперативном движении. Это обусловливает новое расстановку сил на арене политической борьбы - огромную важность "рабочего вопроса". Политические партии рабочего класса имели кардинальные различия в средствах и целях решения "рабочего вопроса". Одни - основная часть европейских партий - эволюционный, реформистский путь. Их деятельность способствовала принятию законов, признающих права наемных работников. Но были и партии, - и это относится прежде всего к России - которые озвучили революционную тактику и стратегию в мировом масштабе. За мировую революцию, будто бы созрела в самом капиталистическом обществе, в интернациональном масштабе (РСДРП (б), спартаковцы Германии, некоторые союзы во Франции, Италии, Австрии).
Церковь занимает свою позицию в "рабочем вопросе" - остром вопросе конца XIX века. Энциклика Льва XII провозгласил, что церковь вышла на решение вопросов земной жизни - социальную проблему, материального положения "рабочего вопроса", и пути его решения. Последняя относится критически к его решению в марксизме.
Ситуация в Европе, как подчеркивает энциклика Rerum Novarum 1891 года, клокочет, она чревата социальным взрывом. И в этих условиях христианская церковь выходит из состояния "наблюдателя". Проблема "рабочего вопроса" рассматривается и раскрывается через отношения труда и капитала. Под капиталом церковь понимает костно-мускульную структуру производства. Эти положения в более развернутой форме дает энциклика Иоанна Павла II (1981).
В энциклике Папы Иоанна Павла II (1981) подчеркивается, что церковь постоянно утверждала принцип приоритета "труда" перед капиталом. Этот принцип касается непосредственно самого производства, в отношении которого труд является всегда активной, главной причиной, в то время как "капитал" как комплекс средств производства остается только инструментом - пассивной причиной. "Этот принцип бесспорной истиной всего исторического опыта человека (с. 139), во всем процесс экономического производства происходит от человека, как работа, так и комплекс средств производства. Этот комплекс средств является плодом исторических результатов труда человека (с. 140-141). Все то, что помещается в понятие "капитал" - в узком смысле - есть только комплексом вещей "(с. 141).
Папа Иоанн Павел II подчеркивает очень важную сторону работы: "Человек, работая на каком-нибудь рабочем месте, будь то относительно первоначальном, или же насквозь современном ... своим трудом он вступает в двойную наследие - а именно, в наследство того, что дано всем людям в средствах природы, а также того, что другие перед ним уже произвели на почве этих средств, прежде всего, развивая или технику формируя в комплекс все более совершенных орудий труда "Человек, работая, одновременно входит в них как в процесс. Разрушение этого единого образа, в котором строго сохранен принцип примата личности перед вещью, было сделано в человеческом разуме после долгого периода, скрытого развития, в практической жизни осуществленных таким же образом, что работа была отделена от капитала, и противопоставлена капитала, а капитал труда. В такой постановке проблемы содержалась существенная ошибка, которую можно назвать ошибкой экономизма, если учесть труд в категориях исключительно экономической целесообразности. Можно и нужно также назвать эту существенную ошибку мышления ошибкой материализма (практического материализма) ... берет свое начало недостойного только философии и теориях экономии XVIII века, но еще на много больше во всей социально-экономической практике, что рождается в стремительно развивающийся индустриализации, в которой замечена, прежде всего, возможность интенсивного умножения материальных богатств, т.е. средств, а упущенная из виду цель, то есть человек, которому должны служить эти засоби.
Именно эта ошибка практического порядка поразила, прежде всего, человеческий труд, человека труда и вызвала нравственно справедливой общественную реакцию (с. 145).
В диалектическом материализме человек, прежде не является субъектом труда и активной причиной производства, в этой роли выступают производственные видносини.
Христианство рассматривает труд как единство экономического и этического, т.е. труд как экономическая жизненная необходимость ("кто не работает, тот не ест") труд как проявление духовного начала через труд. К этой двуединой толкования в энциклике Иоанна Павла II добавляется и третья сторона труда - социальна.
"Человеческий труд требует не только ежедневного отдыха, но каждый седьмой день. Ведь мужчины и женщины, добывая средства на содержание себя и семьи, выполняя свои начинания, чтобы должным образом служить обществу, могут верно считать, что своим трудом развивают произведение Творца, удовлетворяют потребности своих братьев, чтобы в истории выполнялся замысел Божий "(с. 174-175).
Особое место занимает учение христианства о праве собственности. Христианство никогда не поддерживало этого права в категорической форме и не противопоставляло труда: "Собственность приобретается прежде всего трудом для того, чтобы она служила труда" (с. 147), "Средства производства не могут находиться во владении вопреки труда, они служат труда ( с. 147) ". Поэтому не исключено обобществления определенных средств производства, выдвинутых представителями католического движения, участие в управлении доходами акционерной труда. "Путь соединения, насколько это возможно, труда с собственностью капитала и создание в широких пределах косвенных организмов с хозяйственными, социальными, культурными целями, которые действительно пользовались автономией относительно общественной власти ... следует сделать все, чтобы человек так же и в такой системе могла сохранить чувство того, что она работает на себя "(с. 151).
Принцип христианства "радикально отличается от программы" коллективизма, провозглашенной марксизмом и приведенной в жизнь в разных странах мира ... отличающийся одновременно и от программы капитализма, применяемой на практике либерализмом и построенными на нем политическими системами (с. 146).
Эта позиция христианства - продукт исторического его становления и движения из-за кризиса. Христианство утверждается, как господствующая религия европейской цивилизации в эпоху кризиса аграрной технологической революции в Римской империи. Хотя ее зарождения относится к более ранним временам, притом на географическом поле Ближнего Сходу.
В "Старом завете "упоминаются профессии крестьянина-сеятеля, пастуха, плотники, кузнеца, строителя, моряка, купца. Передается картина трудов того же крестьянина. Он использует, как и другие, примитивные, тяжелые, требующие огромных физических усилий, орудия труда. Действительно," в поте лица своего, ты будешь иметь хлеб свой ". По христианским толкованием, труд был тяжелым наказанием за произвол собственного образования Вседержителем. (Поэтому и положено его в раба)." Проклятая земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Так и другим страданиям не будет конца на Земле; потому что нехорошие последствия греха болезненно терпеть. Они строгие и тяжелые и должны сопровождать человека до последнего вздоха; страдать и страдать непрерывно - это человеческая доля "(с. 71-72) .
Но уже в первых общинах появляется и функционирует солидарность. В господствующих же межличностных отношениях произошла социальная дифференциация на некоторое богатым и большинство бедных. В отличие от христианских общин, где хранятся родоплеменные традиции помощи бедным, старым в форме элементов коллективного распределения, в Римском городе и его провинциях хозяйничает жадность, эгоизм, вседозволенность, аморальность. Общины были антиподами господствующих экономических, социальных, расовых, этических, нравственных отношений. Это относится, прежде всего, к праву частной власности.
"Христианская традиция никогда не поддерживала этого права как абсолютного и нерушимого принципа. Она всегда понимала его в широком контексте общего права всех на пользование богатствами его творения, право личного владения, как подчиненные праву общего потребления, универсальном назначении благ "(с. 146).
Такой Закон Божий, запрещающий даже желание чужого: "Не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его ни осла его, ни всего, что есть в ближнего твоего" (с. 67).
Так четко обозначена позиция христианства по социалистических концепций и программных требований ликвидации частной собственности на средства производства с целью их обобществления. "Чтобы искоренить зло, социалисты подстрекают бедных против богатых и утверждают, что следует отменить всякое частное владение и установить общую собственность, управление которой должны взять в свои руки представители или общин, или руководители государства. "Церкви необходимо было ответить на вопросы, порожденные второй половиной XIX века, когда индустриальное развитие захватывает европейские страны, США, азиатский мир. Это время, когда" рабочий вопрос "остро ставится во всех земных районах, где христианство нашло свою паству .
В этом и состоит историческое значение энциклики Папы Льва XIII "Rerum novarum", в которой фиксируются "новые явления деления общества на два класса, отгороженные друг от друга глубокой препятствием (с. 132)". Энциклика делает нелицеприятный, тяжелый вывод: "значительный прогресс промышленности и новый способ производства, изменение отношений между зарабатывающие и работодателем, непомерный прирост состояния у ограниченного количества лиц и нищета большинства, большая вера в собственные силы рабочих и более тесное между ними связь и все большая испорченность - все это привело к тому, что борьба закипела. Тревожное ожидание будущего, прежде всего, доказывает, который большой вес у этого конфликта "(с. 61)." Очень большая часть людей ведет действительно униженное несчастной жизни, не стоит человека. В прошлом столетии устранены бывшие ремесленные цеха, но их заменили ничем новым; по мере того как законы и общественные организации лишались христианского духа, кустари шли на корм бесчеловечным капиталистам и соперникам, бездушным в жадности. Отношение ухудшило ненавистное ростовщичество ... Производство и торговля превратились почти в монополию некоторых, и таким образом горсть богачей наложила почти рабское ярмо на работающее состояние "(с. 62).
" В кульминационный момент этого конфликта, когда уже совсем ясно проявилась несправедливость общественного положения во многих странах и опасность революции, способствовали концепции, тогда назывались социалистическими, Лев XIII обнародовал документ, поднимает органическим образом "рабочий вопрос" (с. 192).
Церковь была свидетелем исторического процесса. В этом процессе решающим фактором была совместимость радикальных изменений не только в политической, хозяйственной и социальной областях, но также в сфере науки и техники. Кроме различного влияния доминирующих идеологий, результатом этих изменений в области политики была "новая концепция общества и государства, а в итоге - власти".
"В области хозяйства, в котором использованы открытия и приложения точных наук, постепенно формировалась новая структура производства потребительских благ "(с. 191).
Традиционное общество распадалось, и начинало формироваться другой, одушевленной надеждой на новые свободы, но также подвержено опасности новых форм несправедливости и поневолення.
Как видно, церковь в лице папы Льва XIII указывает, что революция стоит на пороге истории Х1Х-ХХ столить.
В энциклике Папы Иоанна Павла II "К сотой годовщины" подчеркивается историческая значимость этого документа, символизирующий новое направление деятельности церкви - решение социальной проблемы на путях христианских ценностей, когда мир оговаривается от революционных средств ее решения, когда осуждается "дикий капитализм". В условиях "дикого капитализма" церковь назначает особую роль государству "внутренним государственным законом". Папа Лев XIII считал, "безусловным долгом общественной власти заботу о благосостоянии работников, поэтому что игнорирование этого явления - нарушение справедливости "(с. 121-123). Он больше не колебался тут говорить о" распределительную справедливость ".
Церковь апеллирует не только к Всевышнему, но и к светской власти, к ее инструментов" распределительной справедливости " .
Церковь уже опирается не только на всемогущество Всевышнего она берет на вооружение инструменты права, власти, союзов предпринимателей и союзов наемных работников для решения "рабочего вопроса". Это показывает, что институционализм имеет всеобщее распространение, а служит не только инструментом "рыночной экономики ".
В энциклике Папы Иоанна Павла II" К сотой годовщины "декларируются," новые явления ", но они уже относятся к событиям 1989-1990 г. Время распада и краха мировой системы, чем подчеркивается историческая значимость этого события, как время известного под названием "реального социализма" и вреда такого рода социализма стали государственной системою.
Но "новые явления, наступивших" далеко не безразличны в той социальной проблеме. "Если в прошлом в центре этих вопросов проявляется прежде" классовая проблема ", то в последнее время на новый план выдвигается" мировая проблема ", а следовательно не только классовый, но мировой масштаб неравенства и несправедливости.
Всесторонний анализ ситуации современного мира обнаруживает еще более глубокое и полное значение, которое следует добавить условиям, направленным на построение справедливого общества на Земле, чем крепкий анализ структур "социальной несправедливости" (с. 115).
Это новое время - глобализация экономики, политики, идеологии, культуры, национальных, семейных отношений, региональных связей.
Институционализм смешанной экономики поднял влияние на страны рыночной экономики, в поисках решений экономического роста, эффективности использования ресурсов, прежде всего за счет усиления государственного втручання.
Однако, занимают почетное место в решении этих задач либеральные теории, и прежде всего Фрайбургский школа в Германии.
9.7. Институционализм. 9.9. Германия середины ХХ века. Фрайбургский школа