9.11. В. Ойкен об экономической политике
Экономическая политика, за В.Ойкеном должна быть встроена в хозяйственный порядок. Хозяйственная деятельность имеет различные формы. Но существуют две основные. Централизованно управляемая - когда план хозяйственной деятельности создается из одного пункта, (в натуральном хозяйстве индивидом или административным центром), и план деятельности создается самостоятельным субъектом хозяйничает, (отдельное производственное предприятие, фирма, ассоциация - рыночное хозяйство). Первое координируется подчинением хозяйственной деятельности одному плану, вторая регулируется через цены и обменные вартости.Все многообразие форм рынка осуществляется в пределах конкурентной формы спроса и предложения. На основе его исследуется экономическая политика использования экономических и правовых институтив.
Ойкен выделяет две формы экономической политики: а) lasser faire либеральный, б) эпохи исторических экспериментов. Первый период - независимой от государства политики - но именно здесь образуются такие институты рыночного хозяйства, как право собственности, договорное и патентное право, совокупность правовых норм компаний, касающиеся объединений. Так же создавались экономические и правовые порядки, но надзор за экономическими порядками не входил в специальную функцию государства. Необходимые формы могут развиваться только сами по соби.
Ойкен указывает, что экономическая политика, если она придерживается принципов lasser faire, должна считаться с тем, что здесь реализуются самые разнообразные формы рынка и денежных систем (США, Франция, Англия). Здесь возникают опасные тенденции появления и утверждения власти монополий и олигополий, нарастание господства финансового капитала. Ответом на это с 70-х годов XIX века, становится появление интервенционистской политики. Последняя возникает как способ решения задачи упорядочения индустриального життя.
Постоянные технические совершенствования, прорывы в науке, нестабильность сельского хозяйства, эмиграция, изменения в психологии общества нарушают индустриальный равновесное развитие. Это нарушение требует регулирования по спрямовування экономического процесса к новому состоянию ривноваги.
«Это задача системы регулирования, вмонована в экономический порядок индустриализованного хозяйства. Она должна функционировать как стабилизатор »(с. 110).
Итак, Ойкен исходит из того, что историческая тенденция развития рыночного хозяйства порождает экономические и правовые институты, есть и институты «системы регулирования», но встроенные в экономический порядок, не прямого действия. Инструменты настройки конкурентного порядка »- основа рыночного хозяйства. Они фактор развития. Свое место в системе регулирования занимает валютно-денежная политика. Исходное положение экономическом порядке - свой денежный порядок.
Экономическая политика формирует условия политики порядков, последние формируют тенденции, нередко не принимаются в расчет, хотя их можно было бы предвидеть и учесть (с. 299). Это уже требует высокого искусства, установление институтов и их направленного функционування.
Этого искусства требует очень сложная ситуация, когда действует историческая тенденция и возникают новые актуальные проблемы. Так, историческая тенденция выражена в концепции классической школы о регулировании экономических процессов «невидимой рукой», которая стала теоретической основой политики либерализма, должна была протерпиты преобразования. 70-е годы XIX в. - Время выхода на историческую арену этих новых форм хозяйственных порядков. Это нашло свое отражение в экономической политике интервенционизма. Они неизбежно должны были отразиться в новых концепциях, так появляются маржинализм и институционализм.
Экономическая политика интервенционизма подготовила условия для нового этапа - экономической политики экспериментов. «Со времени войны 1914-1918 г. мировая экономическая политика вступила в новую эру. Этот поворот был подготовлен интервенционистской политикой последних предшествующих ей десятилетий. Однако, он произошел неожиданно. Экономическая политика во многих странах была ориентирована на создание монополий и стимулировании их деятельности, а дальнейшее обеспечение в условиях ликвидации золотого стандарта универсально увязывалось с кредитованием ».
Эксперименты не были результатом научного предвидения, в их ходе значительную роль играли неотложные задачи, которые решаются экономической политикой, очевидно без научной обоснованности. Она привела к нестабильности денежных порядков, к образованию автономных властных структур, наступление депрессии, к массовой безработице, к размыву среднего класса, малообеспеченности и нищеты, в тоталитаризм в наиболее отвратительном види.
Но также к тому, что был накоплен огромный материал эмпирических решений, показал возможности институциональных инструментов в раскрытии ресурсов, заложенных в рыночных отношениях социальной складовои.
Огромное значение этого материала для экономической науки и ее методу.
«Не оставаясь более связанной формуле неизбежности исторического процесса, наука показывает те моменты, в которых экономическая политика должна волю, а также то, каким образом она может избежать нежелательных тенденций ... Таким образом, экономическая политика в состоянии формировать действительность и противостоять опасности быть отнесена бурным ходом исторического процесса и она может стать свободным только в том случае, если мышление категориями вытолкнет мышления категориями исторической неизбежности »(с. 302-303).
Девиз Ойкена: «Конкурентная экономика - условие социальной обеспеченности, хорошо функционирующий конкурентный порядок может лишить человека не только от экономического нужды. Только он один защитит от угрозы тоталитаризма »(с. 409).
9.10. В. Ойкен - основатель Фрайбургский школы | 9.12. Ойкен о экономическую власть |