9.13. Ойкен о человеке, хозяйничает
Вопрос формулирует Ойкен: «Какой отпечаток накладывает на хозяйственный процесс различия людей в разные исторические эпохи?».Автор констатирует, что в конце XIX века - начале XX века господствовала точка зрения: «наиболее отчетливо историческая изменчивость хозяйствующих субъектов, проявляется в том, что раньше действовал« принципа удовлетворение потребностей », а вот в эпоху капитализма действует уже на основе «принципа максимизации дохода». Это положение наиболее отчетливо сформулировано В. Зомбартом, который считал также, что капитализм переходит в посткапитализм, а в социалистической хозяйственной системе снова утвердится принцип удовольствия потреб.
Ойкен на основе анализа хозяйственных порядков показывает, что тезис о принципе удовольствия, как в античном, так и средневековом мире, далеко от истины. В хозяйствах Ойкос стремление к прибыли выступает контрастно, беспощадная эксплуатация рабов не ради удовлетворения потребностей, а ради прибыли. Средневековый купец раздатчик имел целью прибыль, и у ремесленников стремление к улучшению питания выступало контрастно.
Поскольку одним из различных типов хозяйственного порядка, как античности, так и средневековья выступает централизованно управляемое хозяйство, то в нем не может быть реализован один лишь принцип - удовлетворение потребностей. «Исторический опыт опровергает мнение Аристотеля и многих новейших исследователей, будто тяга к доходу возможна только после появления денег и хозяйственного обмена» (с. 264).
Нельзя противопоставлять добывания денег и удовлетворения потребностей. Те же Афины дают тому подтверждение. Там, где есть разделение труда, возможна и отсутствие денег. Но это из области исключений. Экономическое поведение человека, говорит Ойкен, одновременно и неизменная и меняется. Очевидная истина: в хозяйственном планах люди стремятся достичь своих целей с наименьшими затратами ценных для себя вещей, то они действуют по «экономическим принципом». Появление бухгалтерского учета результат деятельного совершенствования экономического расчета, повлияло на развитие экономического расчета «С совершенствованием экономического расчета и его методов произошла полная перестройка в отношениях человека к экономике» (с. 269).
«Экономический принцип» - использовал такие средства, как система веса бухгалтерии, денежное обращение, балансов. Он - фундаментальный принцип нового хозяйствования. Номо sapiens везде во все времена действует на основе экономического принципа. Этот принцип присущ и Номо faber (человеку, что делает) (с. 270).
В этом - единство, но человеку что хозяйничает присуще и разнообразия. Одним из элементов разнообразия человека, хозяйничает, является различие в объективной оценке видение экономического принципа и его субъективной реализации. Это происходит из-за стремительного технолого-технический прогресс, а уж для централизованно административного хозяйства ограниченность позиций, в непрерывно изменяющемся мире, не имеет инструментов выбора наилучшего варианта.
Далее потребности фиксируются - или они поднимаются или растворяются. «На вопрос, почему люди имеют подвижный или неизменный уровень потребностей в материальных благах, можно ответить только применительно к отдельным народов, состояниям и определенный период времени в рамках соответствующей ситуации (с. 275).
«Из истории Египта, Древнего Рима или раннего средневековья известно, какое неустойчивое положение феллахов, или рабов крепостных зависело от больших или меньших притязаний господ». Крепостное право развратило помещиков России (с. 276).
Для менового хозяйства решающее значение имеет форма рынков «существенно прежде различия между полной конкуренцией и монополией предложения и спроса» (с. 276). Принцип максимизации чистого дохода - предельные издержки равны ценам цена или снижается до такого уровня, что становится равным предельным витратам.
Ойкен выделяет в многообразии и черту человека в его ориентации на будущее. Первые христиане веруя в скорое пришествие царства небесного не заботились о будущем. А человек конца XIX в. - Начале XX века составлял хозяйственные планы на десятилетия. Он делал сбережения, чтобы не заботиться в будущем (старость, болезни, обучения, их стабильная устроенность). Наконец традиционная привязанность к родным кладбищ и мобильности. Американский шахтер в депрессии 1929-1934 г. мигрировал. Украинский шахтер конце XX в. начале XXI в. нуждается «в родном доме». Вывод: «... все люди будучи в здравом уме, всегда и везде действуют на основе экономического принципа, в чем и заключается неизменность ... С другой стороны, необходимо установить, те признаки, констатируют различия людей в их хозяйственном поведении ».
9.12. Ойкен о экономическую власть | 9.14. эпоха экспериментов |