3.3. Промышленная собственность в инновационной деятельности
Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники и технологии. Он начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономирностей.Последующей стадией процесса создания и освоения новых техники и технологии являются прикладные исследования. Они направлены на исследование путей практического применения уже открытых явлений. На этой стадии работ ставится целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы как научно-технический задел в опытно-конструкторских роботах.
Завершающей стадией инновационного процесса является освоение промышленного производства: проведение испытаний, усовершенствование продукции, а также техническая и технологическая подготовка виробництва.
Таким образом, создание новации (нововведения) проходит три этапа (рис. 3.11).
С новациями связано производство продукта, который составляет материально-вещественную основу промышленной собственности. Нововведения как результат интеллектуальной деятельности - законченных научных исследований и разработок, имеющих новизну и спрос, привлекаются к экономическому обигу.
Модель инновационного процесса позволяет выделить в инновационной деятельности определенные составляющие, что делает возможным сквозное планирование инновации по стадиям (Рис. 3.12).
Следует отметить, что нововведение - это товар, к которому нельзя прикоснуться руками и физически измерить. Этим товаром невозможно воспользоваться без минимума научных знань.
Выстоялось и понятие того, что новая технология несет в себе основы знаний и технического прогресса и отвечает за уровень его развития. Во новацией подразумевается новое, приближается к понятию изобретения. Между появлением новации и превращением ее в инновацию проходит определенное время. Инновации возникают главным фактором экономического роста и основополагающим звеном в реализации современной научно-технической революции. При этом должно быть признано второстепенными инвестиции и природные ресурсы, которые доминировали немало лет основополагающий фактор економичного
зростання.
При глубокой кризисной ситуации необходимо как можно быстрее перейти к новой парадигме технологического развития. Для этого нужно создать надлежащие условия для инновационной деятельности за счет внедрения высокотехнологичных отраслей промышленности, ориентированных на замещение импорта продукции ее экспортом, повысить уровень занятости и заработной платы, чтобы через активизацию предпринимательской деятельности выйти из кризисного состояния в экономике и повысить ее ефективнисть.
Преодоление современных проблем в производстве в значительной степени зависит от активизации инновационной деятельности. Однако анализ отчетных данных по Казуя, что инновационная активность предприятий остается низкой. Украинская инновационная сфера еще не стала привлекательной для отечественных и инвестиции иностранных инвесторив.
За. данным статистического наблюдения, 2001 г. в Украине осуществляли инновации 1697 промышленных предприятий или 16,5% от их общего количества (Табл. 3.3).
Затраты на технологические инновации составили 1979,4 млн. грн. Средства на приобретение машин, оборудования и других основных фондов тратило каждое третье предприятие, которое осуществляло инновации. Средства на проведение научных исследований и разработок тратило каждое четвертое инновационно активное предприятие (Табл. 3.4, 3.5).
Следует отметить, что инновационная активность выше среди тех предприятий, где больше число працивникив.
Значительную склонность к инновациям проявляют предприятия государственной формы собственности. Общая сумма затрат на технологические инновации составила почти 2,0 млрд. грн., Из которых около 60% являются капитальными вкладеннями.
Важным направлением инновационной деятельности является приобретение прав на ОПС. Рынок промышленной собственности дает возможность предприятиям получать окончательные результаты научно-технических работ, экономит их ресурсы, повышает конкурентоспособность продукции. Однако активизации работы предприятий в этом направлении не наблюдается. 2001 года, как и в 2000 году, потратили средства и приобрели права на ОПС менее 4% инновационно активных предприятий. Столько же предприятий приобрели беспатентные лицензии, ноу-хау, технологии и т.д.. Всего 2001 г. было приобретено 1072 новые технологии (технические достижения).
Наблюдается некоторое увеличение доли расходов на маркетинговые исследования и рекламу новой продукции. На них тратило средства каждое четвертое предприятие, которое осуществляло нововведення.
Основным источником финансирования инновационной деятельности являются собственные средства предприятий. Одновременно роль бюджета, внебюджетных фондов и местных бюджетов в создании новых видов продукции и техническому обновлении производства незначительна. Кредиты на льготных условиях предприятиями практически не використовуються.
Конечным результатом инновационной деятельности является, прежде всего, внедрение в производство более эффективных технологий, создания новой продукции и усовершенствование той, что изготавливалась ранее, механизация и автоматизация виробництва.
В течение 2001 г. в промышленности внедрены 1421 новый прогрессивный технологический процесс, каждый третий из яких
направлено на экономное использование материальных и энергетических ресурсив.
Необходимо создать условия для капитализации промышленной собственности. Для этого следует усовершенствовать систему стимулов, которая способствовала бы привлечению банков, отечественных и зарубежных инвесторов, а также крупных предприятий к инвестированию средств в развитие венчурных инновационных фирм и проектов; отработать механизм государственной экспертизы и оценки риска масштабных инноваций и предусмотреть разработку закона "О создании венчурных предприятий ".
При переходе экономики Украины на инновационную модель развития на первый план выступают товарные отношения по использованию продуктов интеллектуальной деятельности-нововведений
день в бизнесе, а также правовое обеспечение инновационной деятельности. До сих пор с поля зрения выпадали сама суть привлечения продуктов интеллектуального труда к экономическому обращения и то обстоятельство, что инновации тесно связаны с эффективным использованием капитала. Основные задачи по совершенствованию законодательства в этом направлении - обеспечение адаптации науки к рыночным отношениям, которые развиваются. Нормативно-правовая база должна способствовать созданию необходимых условий существования и развития науки, в том числе путем превращения ее в привлекательный объект для инвесторив.
Как основные шаги следует назвать подготовку и принятие нормативно-правовых документов, которые будут определять:
• правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования процесса трансфера технологий;
• правовые и организационные акты в области стандартизации и сертификации продукции и технологий;
• порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научных организаций;
• порядок реализации прав научных работников на результаты своего труда и получения доходов от их практического использования;
• порядок внедрения результатов научно-технической деятельности и, в частности, ОПС;
• условия владения, пользования и распоряжения результатами научно-технической деятельности;
• формы поддержки государством инновационной деятельности;
• участие научных организаций в международном научно-техническом сотрудничестве и внешнеэкономической деятельности;
• условия для привлечения инвестиций в научно-техническую и инновационную сфери.
В Украине крайне необходимо принять Программу инновационной деятельности на среднесрочный период, а также разработать нормативно-правовые акты, которые бы регламентировали:
• отношения заказчика и исполнителя в случае финансирования инновационных проектов;
• правила и порядок введения в хозяйственный оборот ОПС, созданных за счет бюджетного финансирования;
• долевое участие государственных учреждений в финансировании коммерциализированных научно-технических разработок;
• мероприятия по снижению или страхование рисков негосударственных инвесторов, которые вкладывают средства в наукоемкие проекты;
• формирование системы высокорискового (венчурного) финансирования наукоемких проектив.
Разработка и принятие этих нормативно-правовых актов позволят сбалансировать интересы инвесторов (в том числе и государства), творческих коллективов и организаций.
Создание благоприятных условий для развития инновационных процессов - забота, прежде всего, органов государственной власти. Без решительной и сильной государственной политики в сфере инновационной деятельности добиться коренного перелома в повышении конкурентоспособности отечественных производств неможливо.
В индустриально развитых странах (США, Германия, Япония), которые добились поразительных экономических результатов, именно сильная государственная инновационная политика обеспечивает устойчивое развитие економики.
Налоговая и таможенная системы, законодательное обеспечение защиты от недобросовестной конкуренции, охраны и защиты прав на промышленную собственность создают у всех участников инновационного процесса - ученых и разработчиков, производителей и инвесторов - мощные мотивации к оперативного использования результатов научных исследований и разработок, то есть введение ОПС в хозяйственный обигу.
Переход на инновационное развитие требует приверженности всего общества к инновациям, а также наличия достаточного количества кадров, способных управлять инновационным процессом и осуществлять реализацию инноваций. Такое развитие не будет успешным без массового появления новой категории специалистов - менеджеров по коммерциализации результатов научных исследований. Эти специалисты в совершенстве владеть принципами коммерциализации технологий, основами маркетинга, теорией и практикой правовой охраны и использования ОПС, умело управлять инновационными проектами. В конечном итоге успех того или иного проекта определяется уровнем менеджмента, и инвесторов привлекает не красота или уникальность проекта, а квалификация людей, которым они доверяют распоряжение вложенными коштами.
Инновационные изменения порождают в экономической системе внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения хоть и нарушают сбалансированность и равновесие, но создают основу для экономического роста, перехода системы в новое качество. Как правило, инновации обеспечивают переход экономической системы к новым пропорциям, к новому гармонизированного состояния, и называется прогрессом.
3.2. Концептуальные подходы к управлению промышленной собственностью | ГЛАВА 4. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ промышленная собственность |