3.2. Концептуальные подходы к управлению промышленной собственностью

Существенным недостатком существующей системы управления промышленной собственностью является то, что в ней фактически отсутствует комплексный подход к процессам информационного обеспечения, экспертизы, предоставления правовой защиты, экономической оценки стоимости и использования ОПС. Как следствие - стратегические цели, задачи и приоритеты направляются преимущественно на решение отдельных аспектов. Управление указанной собственностью сегодня фактически заканчивается на стадии выдачи охранного документа, а система управления, которая бы решала вопросы, связанные с оценкой прав на ОПС и введением их в хозяйственный оборот, то есть с экономической отдачей - получением прибыли или другой выгоды - главного, ради чего, собственно, создаются ОПС, видсутня.
Приведенные автором выводы совпадают с мнением других исследователей, которые утверждают, что организация функционирования системы управления промышленной собственностью в Украине характеризуется [116]
• отсутствием должной координации в деятельности органив
государственного управления;
• недостаточной эффективностью деятельности структур, обеспечивающих защиту прав промышленной собственности
• недостаточностью современных технологий управления и технического обеспечения в системе ведомств, занимающихся вопросами защиты промышленной собственности, особенно в отношении надлежащего информационного обеспечения в этой сфере;
• неразвитостью системы предоставления услуг в области промышленной собственности, что связано с общим состоянием инфраструктуры этой деятельности, особенно в регионах.
Таким образом, на сегодня существует настоятельная потребность в совершенствовании действующей системы управления промышленной собственностью, гармонизации ее параметров с текущими и перспективными требованиями рыночной среды. Обоснование основных направлений формирования современной государственной системы управления этой собственностью органически связано с рядом факторов, среди которых важнейшими являются:
• главная цель (цели) осуществление мер по формированию эффективной системы управления промышленной собственностью в Украине;
• соответствие концептуальных основ развития государственной системы управления указанной собственностью технологическому процессу формирования ОПС и введение его в хозяйственный оборот;
• совершенствование организационных, экономических и нормативно-правовых основ в системе охраны промышленной собственности, создание конструктивных механизмов взаимоотношений между владельцами прав, лицами, заинтересованными в использовании прав промышленной собственности, и посредниками в процессе приобретения научно-технической продукцией рыночной вартости.
Относительно первого фактора, то главными целями формирования такой системы являются:
• убедительная демонстрация субъектам хозяйствования практических возможностей получения реальной, ощутимой материальной выгоды от владения охранным документом даже при неблагоприятных экономических условий;
• создание соответствующих условий для максимального расширения таких возможностей, интенсификации процессов ввода ОПС в хозяйственный оборот за счет цилеспрямованои
законодательной политики.
Учитывая экономические, социальные, экологические, оборонные и другие национальные интересы, необходимо за короткий срок осуществить комплекс мер, способствующих повышению качественных характеристик отечественного научно-технологического потенциала до уровня стандартов развитых стран, интенсификации процесса овладения научными знаниями, новыми технологиями и их практического использования .
Наконец за десять лет существования патентной системы в Украине недавно принята Концепция развития национальной системы правовой охраны интеллектуальной собственности (далее - Концепция) [48]. Это можно только приветствовать. Но, к сожалению, она сосредоточивается в основном на вопросах правовой охраны, что подтверждается также ее названием, и не решает комплексной проблемы управления интеллектуальной, в частности, промышленной собственностью, которая является основой инновационного развития любой держави.
Система правовой охраны промышленной собственности, безусловно, может рассматриваться как самостоятельная система в замкнутом кругу правового поля. Но в данном контексте систему правовой охраны промышленной собственности следует рассматривать как подсистему всей системы управления такой власнистю.
Кстати, в Украине существует не национальная, как это указано в упомянутой Концепции, а государственная система правовой охраны интеллектуальной собственности, в соответствии с законодательством, содержит ограниченный круг структурных единиц, подчиненных Министерству образования и науки Украины. Если речь идет о выполнении Концепции патентным ведомством, то оно должно действовать в пределах своей компетенции, основная функция которого - предоставление и регламентация прав собственности на ОПВ.
Если Концепцию направлено на обеспечение целого спектра жизненного цикла ОПС, то круг структурных единиц должен выходить за пределы подчинение Министерству образования и науки Украины. А, следовательно, это не только учреждения и совокупность экспертных, научных, образовательных, информационных и других соответствующей специализации государственных учреждений, относящихся к сфере управления этого Министерства. (Именно такой перечень организаций закреплено в специальных законах об охране прав на ОПС).
Стоимостная оценка прав на ОПС - прерогатива Фонда государственного имущества Украины. Проведение научных исследований в области промышленной собственности, а также участие в разработке проектов законов и других нормативно-правовых актов по вопросам промышленной собственности, положено правительством и на научные учреждения Академии правовых наук Украины. Экспертным обеспечением правосудия, в том числе по промышленной собственности, занимаются научные учреждения Министерства юстиции Украины. Пресечение недобросовестной конкуренции, в том числе в указанной сфере, - обязанность Антимонопольного комитета Украины. И, наконец, защитой прав владельцев ОПС занимаются правоохранительные органи.
Относительно содержания Концепции, то она состоит из таких подразделений: а) обоснование концептуальных основ б) цель и основные задачи в) принципы и пути реализации г) ожидаемые результати.
Возникает вопрос: а где же, собственно, суть самой Концепции? Кроме того, она насыщена лозунгами, которые имеют право на существование, пока будет существовать в государстве патентное ведомство (например, усовершенствование нормативно-правовой базы, стимулирования инновационной деятельности, совершенствование информационного обеспечения, подготовка и переподготовка кадров, укрепления экономики государства и т.д.).
Концепция управления должна предусматривать [149, С. 26] систему идей, принципов, представлений, которые предопределяют цель функционирования органов управления; механизмы взаимодействия субъекта и объекта управления; характер отношений между отдельными звеньями внутренней структуры; необходимую степень учета влияния внешнего среды на их розвиток.
Система государственного управления сферой промышленной собственности, как и любая система, содержит определенные элементы, механизмы взаимосвязи между ними, которые обеспечивают ее единство, скоординированный вектор развития этих элементов, общую цель, направляющий функционирования каждого элемента системи.
Учитывая изложенное, можно определить государственную систему управления промышленной собственностью как систему органов, полномочий и процедур, которая регулирует процесс приобретения и осуществления прав на ОПС с целью дальнейшего обеспечения необходимого уровня их правовой защиты и получения экономического результата. Причем защита прав понимается не как функция, осуществляется определенным органом власти для выдачи охранного документа на ОПС и поддержания его в силе, а как систематический процесс, который пронизывает всю организационную структуру этой системи.
Разработанная автором модель технологического процесса формирования ОПС и введение его в хозяйственный оборот, изображена на рис. 3.9, показывает, что управление промышленной собственностью - это алгоритм управленческих функций, последовательная реализация которых способна обеспечить рациональное (экономически эффективный) процесс продвижения ОПС на рынок, а также согласовать интересы разработчика и потребителя такого товару.
Эта модель может служить основанием для осознания концептуальных основ построения системы государственного управления промышленной собственностью с целью эффективного ее функционування.
Учитывая действие указанных выше факторов, существенно влияющих на процесс становления современной государственной системы управления промышленной собственностью, концептуальные подходы формирования этой системы (по направлениям) может быть определено следующим образом - (Рис. 3.10).
Концептуальные подходы к финансовому обеспечению Вследствие дефицита средств, выделяемых на развитие науки, вектор активности должно направляться на стратегические приоритеты, провозглашенные в Послании Президента Украины к Верховной Раде [140]. Это - самолетостроение, судостроение, танкостроение, ракетно-космическая отрасль, некоторые отрасли маши-
нобудування (приборостроение, производство энергетического оборудования и тяжелое машиностроение), отдельные отрасли цветной металургии.
Концентрация ресурсов на указанных выше направлениях должно обеспечить эффективность инновационной модели развития, повышения конкурентоспособности отечественных товаров и улучшения общего экономического положения в Украине. В современном мире конкурентные преимущества обеспечиваются в основном за счет развития таких факторов производства, как новейшие техника и технология, высокий уровень интеллектуального научного потенциала, знаний, инновационных менеджмента и маркетинга, развитая инфраструктура.
Средства, полученные от распоряжения принадлежащими государству правами на результаты научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, должны учитываться в полном объеме в доходах бюджета и направляться на финансирование мероприятий, связанных с реализацией целевых программ, а также расходов на обеспечение правовой охраны и защиты ОПС. Порядок формирования, распределения и расходования этих средств должен определяться правительством. Практическая реализация данного предложения требует разработки и утверждения порядка применения бюджетной классификации, поскольку возникает новый вид необлагаемых доходов от распоряжения принадлежащими Украина правами на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских робит.
Концептуальные подходы к правовому забезпечення
Неразвитость правового поля, регулирующего деятельность в сфере промышленной собственности, встает на сегодня серьезным тормозом научно-технического развития страны. Актуальность разработки эффективной законодательной, нормативно-методической базы по целого цикла - от создания ОПС, обеспечения их правовой охраны и лицензирования как на отечественном, так и на мировом рынках, вне всякого сумнивом.
Типичными недостатками существующей нормативно-правовой базы недостаточное количество законов и нормативно-правовых актов для создания правового поля надлежащего качества. При подготовке проектов законов не привлекаются ученые ведущих академий наук, представители заинтересованных слоев общества, в результате чего продуцируются нормативные акты, защищающие только ведомственные интересы Государственного департамента интеллектуальной собственности (условное патентное ведомство), а не интересы общественности. Показателем невысокого уровня подготовки законов является то, что основные законы Украины в сфере промышленной собственности постоянно зминюються.
Требует существенного правового совершенствования система коммерциализации результатов поисковых, научных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Актуально создание на законодательном уровне условий для продвижения на рынок научно-емких, инновационных продуктов, расширение сферы и масштабов предложения, спроса, внедрение новейших технологий в отечественную промышленность и за кордоном.
Совершенствование правовой базы по введению ОПС в хозяйственный оборот дадут возможность привлечь значительные резервы для дополнительных поступлений в бюджет за счет: сокращения теневого рынка ОПС и контрафактных товаров, трансфера технологий, лицензирования и передачи ОПС, получение дополнительной прибыли от эффективного использования ОПС в виробництви.
Концептуальные подходы к информационному обеспечению Концептуальные подходы к развитию системы патентной информации должны учитывать интересы как владельцев прав на последнюю (патентного ведомства), так и участников бизнеса. Другими словами, деятельность такой системы должна на практике реализовать принцип сочетания приемлемых условий доступа к патентной информации пользователей и экономических интересов (дохода) ведомства, предоставляющей такие услуги. Принципы формирования и развития региональных патентных фондов должны предусматривать возможность прямого и полного их доступа к информационным ресурсам патентного ведомства, по крайней мере, к электронным базам данных зарегистрированных ОПВ.
Выполнение в полном объеме делопроизводства и технологических процессов, связанных с предоставлением охраны прав на ОПС, требует безотлагательного внедрения современных информационных технологий в практику работы органов, участвующих в управлении и регулировании промышленной собственности. В частности, для создания и развития производственных и технических средств реализации технологических и информационных работ в сфере охраны ОПС наиболее остро возникает потребность в совершенствовании информационно-поисковых комплексов как для нужд государственной патентной экспертизы, так и в интересах широкого круга пользователей в Украине и за ее пределами.
Концептуальные подходы к патентной експертизи
Практика подтверждает необходимость разработки новых стратегических принципов и подходов к проведению экспертизы ОПС, прежде всего - изобретений и полезных моделей. Основная задача экспертизы состоит в кардинальном сокращении сроков регистрации прав на ОПС и одновременно повышении ее якости.
С другой стороны, патентная экспертиза должна, прежде всего, защищать интересы национальной экономики. Есть стратегия патентной экспертизы должна ориентироваться не на количественные параметры деятельности, а оптимизировать содержательность направлений ее розвитку.
Так, рационализаторские предложения в Украине иногда приносят гораздо больше пользы, чем декларационные патенты. Хотя вряд ли можно называть их патентами, выданной числу которых так гордится Государственный департамент интеллектуальной власности.
Что касается изобретений, то виды патентной экспертизы по заявкам, которые поступают в Украину, целесообразно дифференцировать по отраслям промышленности в соответствии с международной патентной классификации. Для приоритетных направлений следует ввести усиленную экспертизу по существу, для других заявок - экспертизу по формальным признакам. Такой подход обеспечит повышение надежности патентов по приоритетным направлениям развития науки и техники в Украине и одновременно сократит срок рассмотрения других заявок.
Концептуальные подходы к коммерциализации научных розробок
На теперь Украина практически не имеет опыта коммерциализации технологий. Прежде всего это связано с отсутствием эффективной координации деятельности учреждений, организаций, органов центральной исполнительной власти по созданию, правовой охраны и практического использования ОПС. Отсутствие такого опыта впоследствии может привести к тому, что из-за моральной устарелости или недостаточное развитие индустриальной базы массового производства товары и услуги будут низкое качество и высокую себестоимость, значительно сократится экспортный потенциал и станет проблематичной способность страны использовать преимущества международной кооперации. Это, наконец, негативно отразится на ее внутреннее положение и международных видносинах.
На наш взгляд, основные принципы государственной политики в осуществлении трансфера технологий должны быть такими:
• введение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности является конечной целью функционирования научно-технологической сферы и неотъемлемой составляющей социально-экономической системы;
«Коммерческая реализация результатов научно-технической деятельности должно стать одним из источников рефинансирования научно-технологической сферы;
• технологии и нематериальные активы, которые импортируются в страну, должны соответствовать высоком мировом ривню.
Существует и определенная проблема в оценке стоимости прав на ОПС, которую нужно решать комплексно.
Во-первых, необходимо обеспечить расчеты для целого комплекса различных видов ОПС, которые выходят на национальный и международный рынки как товары и используются участниками соглашений в различных хозяйственных ситуациях.
Во-вторых, комплексный характер расчетов должно обеспечиваться на основе системного подхода к оценке всего разнообразия видов и условий использования ОПС, учитывая принципы и специфику их циноутворення.
Концептуальные подходы к стимулированию творческой дияльности
Главное, что сегодня требует решения, - это обеспечение равновесия интересов между государством (предприятием), где внедряются новые технические решения, и автором-розробником.
Государство должно быть заинтересовано в повышении творческой активности общества, в увеличении количества ОПС, используемые отечественной промышленностью.
3.1. Экономико- правовые основы управления промышленной собственностью 3.3. Промышленная собственность в инновационной деятельности