4.1. Законодательство в сфере промышленной собственности
Возникновение права в сфере промышленной собственности, существование и действие его норм определяются закономерностями развития экономики. Это право обеспечивается государством путем выдачи охранного документа (патента, свидетельства) на право владения и пользования ОПВ.Влияние патентного права на экономическую сторону жизни общества определяется тем, что охранные документы, имея юридическое монополию на ОПС, обеспечивают их обладателям дополнительные экономические выгоды в производстве и реализации промышленной продукции, созданной на базе ОПС, охраняемых в государственно-правовом порядку.
Регулирования правоотношений в области охраны промышленной собственности осуществляется на основе Конституции Украини.
Так, Статья 41 Конституции гласит: "Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности. Никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности является нерушимым".
В Статьи 54 гласит: "Гражданам гарантируется свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности, их авторских прав, моральных и материальных интересов, возникающих в связи с различными видами интеллектуальной деятельности. Каждый гражданин имеет право на результаты интеллектуальной деятельности, никто не может использовать или распространять их без его согласия за исключениями, установленными законом ".
Право должно быть формализованным, т.е. выраженным в определенной форме. Поэтому с формально-юридической точки зрения источника права - это официально признанные формы, в которых осуществляется установление, изменение или отмену правовых норм. Иными словами, источники права - это способы юридического выражения права.
Источниками права являются:
• законы, то есть нормативно-правовые акты, принимаемые органами законодательной власти;
• подзаконные нормативные акты, издаваемые органами исполнительной власти на выполнение и развитие действующих законив.
Законодательство Украины, регулирующее отношения в сфере промышленной собственности, можно разделить на три блока (рис. 4.1).
Общее законодательство Украины об охране промышленной власности
Государственная система охраны промышленной собственности являются составной частью общегосударственной системы охраны интеллектуальной собственности. Обеспечение правовой охраны промышленной собственности создает благоприятные условия для развития рыночной экономики и зависит от уровня национального законодательно-нормативной базы в этой сфери.
Правовая основа норм, связанных с приобретением, осуществлением и защитой прав на ОПС, содержится в общем законодавстви.
Общее законодательство Украины в сфере охраны промышленной собственности предусматривает - (Рис. 4.2).
Основными документами общего законодательства, в которых нашли отражение проблемы регулирования вопросов охраны промышленной собственности, является Кодексы Украины: гражданский, гражданско-процессуальный, арбитражно-процессуальный, уголовный, уголовно-процессуальный, об административных правонарушениях, митний.
Специальное законодательство, в току числе мижнародне
Украина никогда не имела своего собственного специального законодательства в области промышленной собственности. Его потребность стала очевидной с провозглашением в августе 1991 года независимости Украины, когда создался вакуум в обеспечении правовой охраны ОПВ.
В сентябре 1992 года введен в действие "Временное положение о правовой охране ОПС и рационализаторских предложений в Украине", которое предусматривало предоставление правовой охраны изобретениям, промышленным образцам, товарным знакам и знакам обслуживания, а также определяло нормы по регулированию правовых отношений в рационализаторской деятельности. Этим правовым актом была введена единая форма охраны изобретений и промышленных образцов - патент. Введение в действие этого документа позволило начать прием заявок и выдачу охранных документов на ОПВ.
ОПС сформировали специфический сегмент рынка в Украине, который начал интенсивно развиваться. 1993 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины "Об охране прав на сорта растений", а с июля 1994 года вступили в силу еще три Законы Украины: "Об охране прав на изобретения и полезные модели", "Об охране прав на промышленные образцы", " Об охране прав на знаки для товаров и услуг ".
Этими законами регулируются отношения, возникающие относительно приобретения и осуществления права собственности на указанные ОПС. Анализ их содержания показал, что в Законе Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" определение объекта "знак для товаров и услуг" безосновательно объединяет два объекта - "товарный знак" и "знак обслуживания". По нашему мнению, должно быть два отдельных объекта, как это предусмотрено международными нормами.
Пробелом упомянутого Закона было отсутствие норм о коллективных знаки, не имеющие правовой охраны, а также отсутствие критерия определения общеизвестных знаков. Законы Украины, регламентирующих порядок предоставления прав промышленным образцам и товарным знакам,
не согласован в части предоставления правового статуса одном и том же объекта - этикетке, что приводит к спорам между собственниками указанных ОПВ.
Со вступлением в силу указанными законами возникла необходимость приведения ряда законодательных актов в соответствие с законами Украины об охране прав на ОПС. В феврале 1995 года принят Закон Украины "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины относительно охраны интеллектуальной собственности". Этим законом внесены изменения и дополнения в шести кодексы Украины, девяти законов и двух декретов Кабинета Министров Украини.
С 1996 года введен в действие Закон Украины "О защите от недобросовестной конкуренции". Этот закон определяет правовые основы защиты субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции, в частности, от неправомерного использования позначень.
1997 принят Закон Украины "Об охране прав на топографии интегральных микросхем". Необходимости введения в Украине охране прав на топографии интегральных микросхем (далее - IMC), которые являются основой элементной базы современной вычислительной и радиоэлектронной техники, обусловлено, прежде всего, внутренними потребностями развития экономики государства. Этот закон должен обеспечить отечественным разработчикам топологии условия для охраны результатов их интеллектуального труда и способствовать развитию отечественной микроелектроники.
1999 введен в действие Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины" Об охране прав на знаки для товаров и услуг ".
С января 2000 года вступил в силу Закон Украины" Об охране прав на указание происхождения товаров ". Это совершенно новый для Украина ОПС, охрану которого предусмотрено обязательствами, взятыми на себя Украиной в результате подписания двусторонних соглашений, и требованиями международных договоров, к которым присоединилась или собирается присоединиться Украина.
В Законе Украины "Об охране прав на указание происхождения товаров" необоснованно предоставляется правовая охрана двум разновидностям ОПС - названиям места происхождения товара (далее - НМП) и географическим указанием происхождения товара (далее - ГСП). В связи с этим возникает проблема зачисления заявленного обозначения к одному из двух объектов правовой охраны, предусмотренной законом. Нецелесообразность введения двух объектов правовой охраны обусловлена также практической тождеством оснований для предоставления охраны этим объектам.
В Украине с введением в действие специальных законов в сфере промышленной собственности происходит процесс становления национальной патентной системы, которую следует рассматривать как элемент рыночной економики.
В июне 2000 года принят Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины" Об охране прав на изобретения и полезные модели ".
В декабре 2000 года принят Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам интеллектуальной собственности", который касается большинства объектов ОПС. Этим законом существенно изменена процедура выдачи решений по результатам экспертизы ОПС в сторону ее ускладнення.
С мая 2001 . введен в действие Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за нарушение прав на объекты права интеллектуальной собственности". Этим законом впервые в Украине за нарушение прав на ОПС (в частности, незаконное использование) предусмотрена уголовная ответственность.
2003 принят Гражданский Кодекс Украины с обретением его действия с 2004 г., в Книге четвертой которого обобщены право интеллектуальной собственности. Это является существенным шагом к урегулированию вопросов, связанных с интеллектуальной деятельностью. Но поверхностное знакомство с этим правовым актом дает основания говорить о несогласованности его с международными нормами.
Некоторые вопросы, урегулированные в законодательном порядке, не могут быть выполнены практически поскольку отсутствуют механизмы их выполнения. Так, урегулирован вопрос, каким образом Департамент интеллектуальной собственности должна выдавать решения по результатам экспертизы на ОПС, проводимой в Украинском институте промышленной власности.
Украина является участницей международных договоров и соглашений в сфере охраны интеллектуальной (промышленной) собственности. Согласно Закону Украины "О действии международных договоров на территории Украины", установлено, что заключенные и надлежащим образом ратифицированные Украиной международные договоры составляют неотъемлемую часть национального законодательства Украины и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодавства.
Комплекс мероприятий по международному сотрудничеству в области охраны промышленной собственности координирует Всемирная организация интеллектуальной собственности (вшей), которая является одной из шестнадцати специализированных учреждений, входят в систему Организации Объединенных Наций.
Раньше почти все международные договоры по вопросам интеллектуальной собственности требовали от государств только признание прав интеллектуальной собственности. Порядок защиты прав недавнего времени оставался "вне поля зрения" этих соглашений. В 90-х годах пошли дальше общих деклараций.
Главная ценность соглашения ТРШС заключается в
лектуальву собственность части III (статьи 41 - 61), в которой опреде-по и условиями. ляются нормы и стандарты процесса защиты интеллектуальной собственности. Часть III содержит требования не только нормативного, но и институционального характера. Для того, чтобы правила части НЕТ ТРИПС считались выполненными в правовом поле Украины, необходимо не только ввести определенные нормы в законодательство, но и обеспечить реальную защиту прав интеллектуальной власности.
Охрану прав на ОПС предусмотрено международными обязательствами Украины, вытекающих из подписанных ею двусторонних соглашений, и требованиями международных договоров, к которым присоединилась или собирается присоединиться Украина. Например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом (далее - ЕС) от 16 июня 1994 года обязывает Украину обеспечить уровень охраны прав на все ОПС (в том числе эффективные средства соблюдения таких прав), аналогичный имеющемуся в ЕС. Присоединение Украины к COT также требует решения указанных питань.
Об актуальности и насущной необходимости решения этой задачи ярко свидетельствует введение со стороны правительства сена дополнительной пошлины на ряд важных экспортных товарных позиций Украины из-за неурегулированности вопросов охраны прав интеллектуальной власности.
Исследование специального законодательства в сфере промышленной собственности показало, что оно характеризовалось несоответствием международным актам. Так, оно позволяло одновременное существование нескольких патентов с различными сроками действия на один и тот же объект-изобретение, не соответствовало международным нормам (таких положений нет в абсолютном большинстве развитых стран) [25].
Несоответствие национального законодательства к нормам защиты прав на ОПС, определенных мировым сообществом, может привести к аутсайдерства Украины в системе международной торговли , прекращения иностранного инвестирования и потери торговых пильг.
Поэтому в мае 2003 г. в законы, регулирующие вопросы охраны прав на изобретения, полезные модели, знаки для товаров и услуг, топографии интегральных микросхем и промышленные образцы, внесены изменения и дополнения, которые , с одной стороны, приблизили законодательство в сфере промышленной собственности требованиям Соглашения ТРИПС, а с другой - усложнили процедуру получения прав как для заявителей, так и для експертив.
Например, во все законы как условия получения охранного документа введено требование об уплате пошлины за его получения и сбора за публикацию. Таким образом, заявитель за получение охранного документа должен уплатить дважды: пошлина - государству, сборы - учреждении, а платежи должны отслеживать эксперты. В законы также введен большое количество понятий, которые не имеют соответствующего дефиниции.Module . И снова, почти сразу началась работа по подготовке очередных изменений в вышеперечисленных законов, чтобы согласовать их содержание с нормами нового гражданского кодекса, в котором, в свою очередь, есть множество несоответствий международным нормам по интеллектуальной (промышленной) собственности. Таким образом, приводя законодательство в соответствие с нормами гражданского кодекса, надо снова видстуцаты от международных норм, в частности, от Соглашения ТРИПС.
Постоянные изменения, уточнения и дополнения законов, касающиеся предоставления прав на ОПС, обусловливают нестабильность законодательства, в значительной степени отрицательно влияет на творческую активность ученых и розробникив.
Кроме того, исследования специальных законов об охране прав на ОПС, совершенные большим количеством ученых и специалистов [25, 81, 82, 95], отмечают их ведомственное направление, несмотря на бесконечные переробки.
Другие нормативно- правовые акты по вопросам промышленной власности
Другие нормативно-правовых актов в сфере промышленной собственности следует отнести законы и подзаконные акты, которые так или иначе касаются вопросов сферы промышленной собственности и нематериальных активив.
Закон Украины "О режиме иностранного инвестирования" определяет возможность осуществления иностранных инвестиций в виде любых прав интеллектуальной собственности, стоимость которых в конвертируемой валюте подтвержден в соответствии с законами (процедур) государства-инвестора или международными торговыми обычаями, а также подтверждена экспертной оценкой в Украине, приобщает легализованные на территории Украины права на ОПС, ноу-хау и т.д.. Но вопрос о проведении экспертной оценки стоимости иностранных инвестиций, хотя наличие такой оценки предусмотрено, остаются неврегульованими.
Закона Украины "О собственности", "О научно-технической информации" и некоторые другие предполагают, что государство может выступать суб Объектом права на ОПС, но до сих пор не определено, в каком порядке такое право приобретается и використовуеться.
Это позволяет компенсировать (через амортизацию нематериальних
активов) расходы на приобретение этих прав, увеличить уставный фонд, улучшить показатели финансовой независимости предприятия за счет увеличение общей стоимости его активов и т.п.. Но при этом возникают проблемы по отражению стоимости прав на ОПС в балансе предприятия и правильности этого отражения в документации учета. Действующее на сегодня нормативно-методическое обеспечение по этому вопросу требует совершенствования и розширення.
Во многом неопределенным остается государственное регулирование оценочной деятельности о стоимости прав на ОПС. Недавно принятый Закон Украины "Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине" вопросам оценки прав на ОПС НЕ виришуе.
Документом, регулирующим оценку собственно нематериальных активов (в т.ч. прав на ОПС), является "Порядок экспертной оценки нематериальных активов" (далее - Порядок). Этот документ морально устарел и не обеспечивает возможности проведения объективной оценки стоимости прав на ОПС в большинстве случаев проведение оценки. Приведенный в Порядке перечень является неполным и весьма спорным. Он методологически не проработан и противоречит действующему законодательству, в частности, п. 2 Постановления Кабинета Министров Украины "О некоторых вопросах приватизации хозрасчетных объектов научно-технической сферы, находящихся в государственной собственности".
Определение объекта научно-технической информации, экономической, организационной и других выгод, экономических привилегий в Порядке изложены нечетко, и они не дают возможности установить, что именно являются объектами права собственности в таких випадках.
Не совсем понятно также, нельзя нематериальных активов научно-технической сферы, в частности, научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, конструкторских и технологических бюро, причислять ноу-хау, рационализаторские предложения, права, "... вытекающих из нормативно- методологических материалов, в том числе право на осуществление авторского надзора за использованием внедренных объектов научно-технической сферы, реализованных проектов, а также исключительное право на проектирование их реконструкции, модернизации, проведения экспертиз "[28] и т.п.. Нетрудно предусмотреть правовые и экономические последствия, к которым может привести такой Порядок.
ГЛАВА 4. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ промышленная собственность | 4.2. Организационное обеспечение системы управления промышленной собственностью |