5.3. Бизнес -план как условие инновационного менеджмента
Одним из основных формализованных документов предприятия является бизнес-план (далее - БП). Он включает в себя систему показателей из разных отраслей: производства, маркетинга, менеджмента, финансов, торговли, статистики тощо.На период выполнения в течение первых двух лет в нем должно быть предоставлены сведения о движении наличности и объемы производства новых продуктов с разбивкой по месяцам. Эти данные позволяют мобилизовать собственный капитал или получить внешние кредити.
В требованиях к БП, учитывающие специфику различных отраслей как в иностранных, так и в отечественных источниках, например [72, 133, 142], среди пяти важнейших элементов, указанных в [142], отмечается обязательное наличие в БП, связанному с инновационным предпринимательством, научно-технических, производственных и финансово-экономических критериив.
Кроме того, в прогнозе на следующие три, пять или десять лет производственной деятельности в БП должно быть отражено стратегию и тактику, задействованы менеджерами для достижения плановых показникив.
Составляющие БП также зависят от размера рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив использования результатов програми.
Примерную структуру БП показано на Рис. 5.3.
Существует множество рекомендаций по составлению БП, однако любое добросовестное изучение этих рекомендаций не заменит обычного здравого смысла относительно того, на какие вопросы опытный инвестор желает получить убедительный ответ. Мы рассмотрим некоторые особенности составления БП, используя собственный досвид.
К определяющих научно-технических признаков, обеспечивающих успешное продвижение новаций, кроме указанных в [142], следует, как нам, зачислить и такие:
• обоснованную стратегию научно-исследовательских, опытно-конструкторских (технологических) работ;
• указания имеющихся научных наработок и перспектив развития полученных интеллектуальных продуктов в виде идей, понятий и представлений на смежные или основные участки технического использования или оригинальные объекты двойного назначения;
• объективные расчеты вероятности технического успеха в основной отрасли назначения и смежных участках использования;
• владение охранными документами на ОПС или положительная оценка возможности патентной защиты результатов НИОКР;
• объективную оценку достигнутого по сравнению с имеющимся мировым научно-техническим уровнем;
• детализированные предложения по завоеванию монопольного положения на рынке ОПС;
• разработанную стратегию лицензирования, франчайзинга, залога и других хозяйственно-правовых сделок, которые дают возможность получить дополнительные доходы от собственных оригинальных ОПС;
• оценку возможного влияния собственных ОПС на организацию и проведение инновационных процессов в других сферах рыночного використання.
К списку приведенных в [142] производственных критериев следует, на наш взгляд, добавить следующие:
• сведения о составе исполнителей с обязательным указанием соответствующей долевого участия высокопрофессиональных производственного персонала, в том числе инженерно-технических работников, с указанием их вклада в осуществлении ранее выдающиеся технические проекты;
• перечень имеющихся высокомеханизированных, автоматизированных и роботизированных участков, комплексов и производств, обеспечивающих снижение затрат при организации серийного производства новой продукции;
• справку об ориентировочных сроках выполнения опытно-промышленной проверки и принятия решения о постановке новой продукции на производство;
• информацию о предполагаемых сроках освоения серийного производства;
• перечень мероприятий по обеспечению послепроизводственной обслуживания продукции и ее ремонта;
• расчет цены продукции, ориентировочного прибыли предприятия и сравнение вывода из аналогами.
Перечисленные в [142] финансово-экономические критерии следует дополнить:
• определению стоимости работ на этапах опытно-промышленной проверки, выпуска контрольной партии продукции и освоение серийного производства;
• оценками стоимости ремонта и послепроизводственной обслуживания ния продукции;
• Корректировка стоимостных показателей с учетом инфляционных колебаний цен на сырье, топливно-энергетические ресурсы, заработной платы и т.п. • рекомендации по выбору методики оценки ОПС на разных этапах их жизненного цикла, а также нематериальных активов, возникающих на их основе; • расчетами стоимости нематериальных активов, необходимой для постановки этих активов в бухгалтерском учете предприятия и определения рационального режима их хозяйственно-правового использования. Если рассмотреть основные - этапы действующего ранее ГОСТ 15.000-82 "Система разработки и постановки продукции на производство", можно увидеть, что описаны в [142] критерии основном совпадает с порядком, который действовал ранее и распределял общий ход выполнения работ по разработке новаций на отдельные этапа (рис. 5.4).
Отметим, что принятая ранее схема целом совпадает с такими же схемами в промышленно развитых странах, например, в США [135]. Коренные изменения прежней схемы, вызванные изменением статуса собственности, несравненно повысили ответственность менеджеров-инноваторов. Благодаря этим трансформациям изрядно возросла роль оценки прав на ОПС как единого рационального "измерительного" инструмента, определяющим эффективность принимаемых решений на всех этапах инновацийного
Приведенные рассуждения и схема (рис. 5.4) сознательно упрощены для примера, когда интеллектуальный продукт и прохождения его становления на стадиях НИОКР, опытно-промышленной проверки и серийного производства, на которых такой продукт последовательно превращается в ОПС и нематериальный актив, возникают на одном предприятии. В действительности, учитывая существование множества самостоятельных субъектов предпринимательской деятельности как в сфере научного бизнеса, венчурных фирм, технопарков, так и кредитно-финансового бизнеса, а также других участников инновационного процесса, эта внешне идиллическая картина очень спотворюеться.
Обычно она наполняется скорее оппозиционной взаимодействием, чем потенциалом сотрудничества. Тем более при таких обстоятельствах важно иметь объективные критерии стоимости как интеллектуальных продуктов, так и ОПС, в том числе нематериальных активив.
Конечно, ни структуру БП нельзя абсолютизировать, она должна быть только канвой для как можно выигрышнее представления продуманного в своих логических внутренних взаимосвязях, изложенного в свободной форме материала и, конечно, демонстрации профессиональной управленческой компетентности, должен убедить инвестора в перспективности вложения средств в проект. В этом и заключается вся наука и все искусство бизнес-планування.
БП является объектом интеллектуальной собственности, а именно: объектом авторского права и представляет собой коммерческую тайну предприятия.
5.2. Корпоративное управление промышленной собственностью | 5.4. рационализаторское предложение |