1.3. Предмет экономической науки
Различают объект и предмет научных дослиджень.Для экономических исследований - это экономика, хозяйственное життя.
Предмет исследования - это цель изучения, то есть то, что наука 1 ставит в центр свои теми.
Например, человека как объект исследований изучают различные науки - медицина, психология, этнография, демография, история и т.п., каждая из которых имеет свой предмет.
Как показывает практика, предмет науки, в частности экономической теории, во многом зависит от исходных позиций той или иной теоретической концепции. Политическая экономия акцентирует внимание на природе богатства, причинах его роста и особенностях присвоения. Так, первая школа политической экономии - меркантилизм - сутью богатства считала золото и разные сокровища, а их источником-внешнюю торговлю. Поэтому определяющим принципом меркантилизма стала доктрина активного торгового баланса как главного условия национального добробуту.
Основатель классической школы А. Смит, исходя из теории трудовой стоимости, согласно которой единственным источником богатства является труд, разработал концепцию политической экономии богатства, предметом которой считал происхождение и распределение багатства.
К. Маркс, развивая концепцию трудовой стоимости, пришел к выводу, что между трудом и капиталом существует противоречие. По его мнению, решить последнюю можно путем изменения отношений между людьми по поводу производства и присвоения материальных благ в капиталистическом обществе. Так возникла политэкономия труда, предметом которой являются производственные видносини.
Пытаясь лишить экономическую науку классового, политического и идеологического влияния, А. Маршалл вводит термин «экономико», предметом которого является «исследование усилий человека для удовлетворения его потребностей». Современный экономикс, или неоклассический синтез, на все модификации ПОДХОДОВ к его предмету, изучает, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных товаров и распределяет их между людьми.
Экономическая наука пытается объяснить устройство материального мира товаров и услуг. Однако сразу отметим, что речь идет не о технологии изготовления определенных благ, услуг. Этим занимаются другие науки и специалисты соответствующих сфер деятельности - инженеры, техники, технологи.
Экономисты изучают: почему цены на товары поднимаются и снижаются: почему одних товаров на рынке больше, чем существующая в них потребность, а других - недостаточно: почему одни отрасли экономики развиваются быстрыми темпами, а другие - деградируют: почему кризиса в экономике меняются ее подъемом; почему существуют безработица и инфляция, какая между ними взаимосвязь; динамику изменений в ценах и объемах производства. Они пытаются установить причины этих явлений, определить факторы, влияющие на процессы ценообразования и производственные процессы. В отличие от рядовых граждан, которые, например, лишь констатируют, что заработная плата шахтеров выше, чем работников пищевой промышленности, или заработная плата инженера в Украине меньше, чем инженера в США, экономисты изучают законы, обусловливающие эти экономические явища.
Предметом исследования экономистов также размещение и использование ресурсов (полезные ископаемые, земля, труд людей и их знания, оборудование и оборудование). Если бы не было ограничения ресурсов, то не было бы нужды в экономической науке. Ведь в таком случае можно было бы удовлетворить неограниченные потребности людей. Желание людей сводятся к тому, чтобы как можно полнее и качественнее удовлетворить все свои потребности, однако они наталкиваются на грань производства, обусловленное в каждый конкретный исторический период количеству имеющихся ресурсив.
Экономическая наука занимается исследованием экономического поведения людей в условиях ограниченных ресурсов. Изучив возможности ресурсного обеспечения страны, определенного региона, города, области (подробнее об этом речь пойдет дальше), экономисты предлагают варианты размещения производств для наилучшего использования ресурсив.
Итак, экономическая наука способствует оптимальному использованию ограниченных ресурсов, росту ассортимента товаров и услуг, является фактором экономического развития, помогает как можно полнее удовлетворить потребности общества и каждого его члена.
Экономисты изучают также хозяйственные связи между странами и народами: почему страны импортируют одни товары, а экспортируют другие, какие факторы способствуют внешнеэкономическим связям, а какие - сдерживают их развитие; природе и причинах богатства; как на разных этапах развития человеческого общества менялось отношение к самому понятию «богатство» и источников его зростання.
Таким образом, экономическая наука охватывает различные теоретические школы: политическую экономию, экономикс, общую теорию т.д., исследует экономическую жизнь общества, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг в условиях ограниченных ресурсов; экономический рост, его закономерности и факторы; пути обогащения общества и человека и их повединку.
Воспроизведение экономической жизни происходит на общественном и индивидуальном уровне (предприятие, фирма, домашнее хозяйство), соответственно выделяют макро-и микроекономику.
Макроэкономика изучает функционирование экономики в целом. Объектами ее анализа является национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, безработица. Она выясняет, сколько должно быть денег в каналах обращения страны, почему отдельные страны находятся в кризисном состоянии, а другие - динамично розвиваються.
Микроэкономика исследует поведение отдельных субъектов экономики, деятельность фирм и механизм мотивации труда, анализирует цены на отдельные товары, расходы на изготовление определенного товара.
1.2. Экономическая теория как наука | 1.4. Методы познания экономики |