1.4. Методы познания экономики

Методы, методология науки (от гр. Melhodos - путь познания, теория,
Учения и logos - слово, учение) - это средства, приемы, инструменти
познания,
С одной стороны, методы - это результат познания, обобщения открытых законов, а с другой - средство дальнейшего познания, основывается на уже существующих понятиях и законах.
Экономическая теория широко использует методы других наук, а также разрабатывает свои специфические методы исследования. Обычно выделяют три группы методов:> "формальной логики (от пат. Forma - внешний вид)> * диалектической логики (от гр. Dialektike - искусство вести беседу, полемику) математической логики.
Важно выбрать и использовать именно тот метод, который бы позволил наиболее эффективно (от лат. effeclus - исполнение, действие) исследовать определенное явище.
Специфика (от лат. specificus - особый) экономических исследований состоит в том, что в экономике невозможен лабораторный эксперимент. Любую экономическую идею можно проверить только на реальном производстве или людях, а нередко - и на всем обществе (например, одномоментная либерализация цен в Украине в начале 90-х годов XX в.).
Под методом познания обычно понимают способ достижения цели. Он является рабочим инструментом, средством познания изучаемого. Основные методы познания экономической теории приведены на рис. 6.
Научная абстракция как метод углубленного познания действительности основывается на освобождении информационного материала от случайного, несущественного и выделении в нем устойчивого, типичного. Результатами применения метода научной абстракции, его продуктом является теоретические абстракции, научные понятия, категории, экономические закони.
Метод системного анализа, или системный подход. Рыночная экономика - это определенная целостность, в которой реализуется взаимосвязь элементов, входящих в ее состав. При этом целостность определяется не только составом присущих ей элементов, но и связями между ними.
Системный подход в экономической теории означает комплексное изучение внутренних структурно-функциональных, причинно-следственных, иерархических, прямых и обратных связей. Познание этих связей позволяет выявить сложные процессы развития производственных отношений, выяснить природу многих экономических процессов и явищ.
Метод анализа и синтеза. Анализ - это процесс умственного или фактического разложения целого на составные части, а синтез - это объединение различных элементов, сторон предметов в единое целое синтеза помогает глубже познать сущность целого. Таким образом, системный подход невозможен без органического единства анализа и синтезу.
Сочетание количественного и качественного анализа дает теоретические основы для нового подхода к темпов и пропорций развития хозяйства, постановки конкретных практических задач развития экономики , предполагает выявление качественной характеристики процесса и выделение тех его сторон, элементов, которые могут быть измерены количественно, изучение динамики процесса, выявление факторов, которые выливают на связи элементов в этой системи.
Математические и статистические методы обеспечивают сочетание количественного и качественного анализа .
Развитие экономической теории связан с восхождением от абстрактного к конкретному. Этот процесс является движением от простых форм существования системы к ее сущности, генетическим процессом формирования экономической системи.
Метод логического и исторического подхода. Логический метод тесно связан с историческим, поскольку освобождает оценку исторического развития от случайностей, несвойственных этому процессу. Как правило, логический метод исследования применяют для рассмотрения более зрелых экономических отношений. При этом логический анализ не ограничивается сугубо абстрактным изложением. Полученные выводы сопоставляют с фактами, конкретной экономической дийснистю.
метод сравнений используют для определения сходства и различий между хозяйственными явлениями. Необходимость сравнения как общенаучного метода обусловлена тем, что в экономической жизни любое явление познается в сравнении. Для того чтобы познать неизвестное, оценить его, нужен критерий, которым, как правило, уже известно, ранее познанное. Можно сравнивать признаки, свойства, статистические величины, экономические категории, действие экономических законов в различных условиях тощо.
Индукция и дедукция. Индукция - это движение мысли от единичного к всеобщему, от знания низшей степени общности к знанию высшего ее степени. Дедукция, наоборот, движение мысли от всеобщего к единичному. Теоретическим основанием для возникновения и существования индукции и дедукции является диалектическая связь единичного, особенного и всезагального.
Метод аналогии означает перенос свойства (совокупности свойств), присущей одному явлению, на другое явление. Для этого определяют сходство по некоторым признакам и качествам между различными объектами, устанавливают связи и различия между признаками явлений, существующих в реальной действительности. В определенном смысле аналогия является разновидностью сравнения, поскольку она направлена на изучение сходства и различия между явищами.
Во многих случаях выводы, сделанные на основании аналогии, не могут быть доказательством, однако на их основе можно выдвигать гипотези.
Гипотеза - это научно обоснованное предположение о возможных связях, отношения, причины явлений. Экономические исследования , как правило, осуществляются целенаправленно, исходя преимущественно из потребностей практики. Если сущность явления, которое изучается, неизвестна, а фактов для выяснения нет или недостаточно, исследователь вынужден ограничиться предположениями. Однако это еще не научная гипотеза, а лишь первая ступенька на пути к неи.
Для выдвижения гипотезы нужны достоверные факты. Однако этого недостаточно, чтобы превратить теоретическое предположение в полноценную теорию. Поэтому вывод о возможных связях, причины еще не полностью достоверным. Для этого нужно иметь достаточные доказательства. Важность гипотезы заключается в том, что она является средством разрешения противоречий между новыми фактами и теоретическими взглядами, которые уже застарили.
Гипотеза имеет особое значение для развития экономической теории. Она осуществляет постановку проблем, которые способствуют эффективному ведению научных поисков, позволяет проверить все возможные пути исследования и выбрать наиболее правильные и научно обгрунтовани.
Важную роль играет также эксперимент. Он требует тщательной подготовки, расчета, обоснования. Экономические реформы, осуществляемые на переходных этапах экономического развития, в период кризисов и стабилизации экономики, можно рассматривать как своеобразный эксперимент .
Экономическая теория может осуществлять анализ на двух уровнях: макро-и микроэкономическом. На макроэкономическом уровне анализируются преимущественно показатели экономики страны в целом, а также агрегированные показатели, в частности сектора: правительственный, частный или домохозяйств. При микроэкономического анализа рассматриваются конкретные показатели отдельных предприятий.
1.3. Предмет экономической науки 1.5. Функции экономической теории