5.4. Двойственный характер труда , воплощенного в товаре

Продукт труда становится товаром лишь при наличии двух его взаимосвязанных сторон - потребительской стоимости и стоимости. Причина этой двойственности обусловлено двойственным характером воплощенного в товаре праци.
Труд товаропроизводителя приобретает, с одной стороны, особой целесообразной форме, а с другой - формы затрат физических и умственных сил человека как труд взагали.
В первом случае производитель выполняет конкретные производственные операции, использует определенные орудия труда и материалы, а следовательно, производит определенные блага.
Например, сапожник использует кожу, нитки, иголки, специальную машину и другие орудия производства, чтобы изготовить сапоги, черевики.
Результатом такой работы является создание различных потребительных стоимостей. Труд, который их создает, называют конкретною.
Труд в особой целесообразной форме характеризует качественную сторону труда. Количественную сторону труда отражается в затратах труда в физиологическом смысле. Речь идет о труде вообще как определенную часть общественного труда, измеряемая затратами человеческой рабочей силы (и мышц, мозга, нервов) независимо от своей формы. Эту сторону труда называют абстрактной. Она создает стоимость товара. Абстрактный труд является специфической формой труда, общественный характер которой проявляется только при обмину.
Таким образом, абстрактный труд является специфической экономической категорией, присущей только товарному производству. Поэтому созданная ею стоимость является не естественной, а общественным свойством товара. Иначе говоря, стоимость отражает относили между товаропроизводителями, которые возникают при обмене товарами. Двойственный характер труда показано на рис. 24.
Определение ценности товара в материально-вещественной форме, в форме услуги или информации - одна из главных проблем экономической теории, которую издавна пытается решить людина.
Существует много подходов к определению ценности товара, каждый из которых основывается на определенной теории. Наиболее распространенными являются теории трудовой стоимости, предельной полезности, спроса и предложения, факторов производства, информативная.
5.3. Товар , его сущность и свойства 5.5. Теория трудовой стоимости