5.6. Теория предельной полезности

Критерием ценности товара, согласно теории предельной полезности, является степень его полезности для потребителя. Это направление экономической теории возникло в последней трети XIX в. Самыми известными его представителями были В. Джеванс, А. Маршалл, К. Мснгер, Ф. Визер, О. Бем-Баверк, Д. Кларк.
Главная идея такого подхода заключается в том, что понимание стоимости как затрат (труда, земли, капитала) является неприемлемым, поскольку при этом не учитывается полезность товара. Согласно этой теории стоимость определяется субъективной предельной полезностью последней реальной единицы определенного блага. Если существует достаточное количество блага (например, вода), то какой бы ни была его совокупная полезность, полезность последней единицы равна нулю. Поскольку имеет значения, какую именно единицу считать последней, то нулю равно любая единица этого блага. И наоборот, если совокупная полезность всех имеющихся благ (например, бриллиантов) не слишком велика, то их ограниченное количество делает ценность предельного (последнего) экземпляра очень высокой. Таким образом, последний экземпляр определенного блага, удовлетворяет «предельную потребность», имеет предельную полезность, которая определяет рыночную ценность этого блага.
В правильности теории предельной полезности можно убедиться на примере явления дефицита. Ценность вещи, произведенной с теми же затратами, что и другие блага, повышаться в зависимости от общественной потребности в ней. Превышение спроса над предложением способствовать росту цены над стоимостью, и наоборот.
5.5. Теория трудовой стоимости 5.7. Теория спроса и предложения