6.5. Особенности становления рыночных отношений в Украине

Формирование рыночной экономики в Украине началось с созданием рыночных институтов. Прежде всего отметим, что Украина никогда не имела высокоразвитых товарно-денежных отношений. Становление их, по сути, началось после отмены крепостного права в 1861 г. и происходило на фоне феодальных пережитков. Вмешательство государства в экономику было значним.
После 1917 г. в течение почти 70 лет экономика страны развивалась в направлении, которое игнорировало рынок, считая его рудиментом, имеющая отжить во всем мире. Результат известен: было создано общество с низкой эффективностью производства и низким уровнем жизни, общим огосударствлением и монополизированной, негибкой экономикой, подчинением личных и коллективных интересов ведомственным, для которого характерно отсутствие демократических институтов. Это способствовало проведению политики автаркии, то есть экономического обособления от мирового ринку.
В Украине отсутствовала определяющая рыночная институция - экономическая самостоятельность хозяйствующих субъектов. Именно ее наличие гарантирует независимость субъектов рыночной экономики, их экономическую ответственность, без чего не может существовать рынок. Большинство предприятий Украины принадлежали государству, управлялись ее органами, что предопределяло высокую степень монополизму.
Формирования институтов многосубъектных владельцев происходит через разгосударствление собственности, ее трансформацию в разные формы - коллективную, частную. Это способствует развитию различных форм хозяйствования и созданию конкурентной середовища.
Неотделимой институцией рынка являются свободные цены, с помощью которых в условиях конкурентной среды осуществляется эквивалентный обмен, а следовательно, реализуются интересы продавца и покупателя, воспроизводится равновесие в экономике. Однако это классическое положение экономической теории действует лишь при наличии других рыночных условий: демонополизации сфер распределения, обмена и производства, наличия форм хозяйствования, различных по масштабам, которые управляются не из центра, а экономически и юридически самостоятельными товаропроизводителями. В Украине всех этих предпосылок пока немае.
Либерализация цен при высоком уровне монополизма обязательно приводит к их росту и не создает стимулов для производства. Зачем производить дополнительную продукцию, если прибыль в условиях монополии зависит от уменьшения ее количества? Следовательно, то, что является правильным теоретически и действует в условиях, которые воспроизводят рыночную среду в любой стране, не может быть правильным для экономики, где не созданы соответствующие рыночные институции.
Для того чтобы субъекты национального рынка могли реализовать право собственности на средства производства и продукцию, кроме экономических нужны еще и правовые предпосылки. Сейчас в Украине идет процесс отработки и принятия юридических законов, которые бы способствовали формированию рыночной среды. Однако этот процесс происходит достаточно медленно, часто в принятые законы вносятся существенные изменения, отсутствует согласованность между законодательными актами, неотработанные механизм реализации этих законив.
Рыночная модель для Украини
Характерной чертой переходной экономики является нестабильность, поскольку в ее основе лежит противоречие между старыми и новыми формами хозяйствования, что приводит качественные изменения в экономической и социальной жизни общества. В связи с этим следует предусмотреть альтернативные пути ее развития: от авторитарно-бюрократической системы к постиндустриальному обществу, от коррумпированной теневой экономики к праволиберальных, основанных на частной собственности систем. Следует учитывать, что альтернативность масс определенные пределы, которые обусловлены объективными и субъективными факторами. Среди многих вариантов нужно выбрать оптимальный для определенной страны. Критериями этого выбора являются как общие тенденции развития мировой цивилизации, так и учета имеющихся ресурсов, национальных особенностей, исторических традиций, географического и геополитического положения. Итак, формировать экономическую стратегию, направленную на построение определенной модели рыночной экономики, следует, опираясь на перечисленные чинники.
Особенностью экономики Украины является то, что перед началом рыночных трансформаций она была административно-командной, характерной чертой которой был тотальный монополизм. Многие предприятия производили 60 - 100% определенного вида продукции. Такая монополия не является рыночной. Она не предусматривает конкуренции, рыночных отношений, делает хозяйствующим субъектом систему государственных учреждений, а предприятия выполняют лишь производственные функции. Экономика страны была крупномасштабной, с незавершенным циклом производства, в ней доминировали тяжелая промышленность, военно-промышленное производство и добывающие отрасли. Это обусловило недостаток товаров народного потребления, с одной стороны, и техническую и технологическую отсталость - с другой. Страна испытывает большую потребность в нефти и газе, которые она вынуждена покупать, а это влечет проблемы с торговым балансом, перекосы в ценах на внутреннем ринку.
Создание достаточного количества предприятий в Украине, которые бы сформировали конкурентную среду, может происходить двумя путями: реформированием существующих предприятий и созданием новых. Первый путь предусматривает демонополизацию, разгосударствление и приватизацию, привлечение отечественных и иностранных инвестиций для структурной перестройки предприятий, диверсификацию. Второй - содействие развитию малого и среднего бизнеса, привлечение отечественных и иностранных инвестиций для создания новых предприятий и реструктуризации старих.
Учитывая то, что Украина имеет мощный индустриальный и научно-технический потенциал, подготовленные кадры, нецелесообразно избирать модель рыночной экономики, в которой преобладает мелкая частная собственность, а экономика регулируется только рыночными законами. Этот путь был бы не прогрессом, а регресом.
Модным является так называемый либерализован подход, согласно которому, если не мешать экономике развиваться естественным путем, то Украина скоро выйдет на мировой ринок.
Распространенный лозунг «полную свободу перемещению капиталов, товаров, людей» - не только популистское, а и некорректное. Каждая страна, вступая в экономические отношения с другими странами, стремится как можно полнее реализовать свои интересы. Именно поэтому она вводит квоты, лицензии, таможенные барьеры для иностранных товаропроизводителей. Соответствующая политика осуществляется по миграции рабочей силы. Ведь, если дешевая рабочая сила пополнит страну без каких-либо ограничений, то это, с одной стороны, уменьшит покупательную способность национального рынка страны, поскольку снизит платежеспособность занятых в отраслях, где будет задействована эта рабочая сила, а с другой - приведет к социальной напряженности в стране вследствие уменьшения заработной платы и роста безробиття.
Привлекая иностранный капитал в экономику, следует регулировать этот процесс, ведь он может привести к потерям в определенных отраслях производства, дальнейшего искажения экономики, превращения государства в технологический придаток развитых стран, использовать ее для размещения экологически вредных или трудоемких виробництв.
Опыт переходного периода постсоциалистических стран, в частности Украины, свидетельствует: путь к рынку в «стихийном режиме» не только не эффективен, но и приводит к чрезвычайно большим потерям во всех сферах життя.
Ориентиром действие Украине при переходе к рыночной экономике должны быть современные развитые страны, для которых характерна экономика, которая основывается на разных формах собственности за доминирование корпоративной собственности, с присущими ей высокой социальной защитой населения и социальной ориентацией экономического розвитку.
Украина масс строить такую модель рыночной экономики, которая больше соответствовать особенностям ее развития, структуре экономики, географическому положению, менталитету народу.
Для Украины найсприйнятнишою является модель социально ориентированного рынка, который подчинять деятельность своих функциональных структур удовлетворению материальных и духовных потребностей человека. Такая стратегия должна основываться на четко определенных приоритетах экономического развития, которые будут способствовать достижению указанных цилей.
Важно выбрать правильный путь перехода к ринку.
Эволюционный путь перехода к рынку основывается на поэтапном и постепенном введении рыночных отношений в течение длительного периода (10-15 лет).
Ускоренный путь, или «шоковая терапия», привлекает тем, что цель достигается быстро (за 400-500 дней, 2-3 года). Сущность его заключается в том, что на основную массу товаров и услуг сразу вводят свободные цини.
Рост их ограничивается осуществлением предельно жесткой финансово-кредитной политики. Она является ключевым элементом этого варианта. Максимально сокращается государственный сектор. Социальная поддержка населения устанавливается на минимальном ривни.
Сторонников «шоковой терапии» в нашей стране было вдоволь, как и советников разных западных школ, в частности чикагской (монетаристской школы), на которую возлагалось больше надежд. Однако все они, во-первых, не учитывают различий между Украиной и другими странами, между крестьянином, сформированным коллективным ведением хозяйства, и фермером, который работает в рыночной среде и т.д.. Во-вторых, они все без исключения заботятся не об интересах Украины, а о своих собственных интересах, интересах своих компаний, стран. В-третьих, монетаризм в его классическом понимании сводится к свободному рынку, где равновесие в обществе достигается за счет денежной политики, свободного ценообразования. В наших условиях многоуровневого монополизма (собственности, технологии, управления) это обусловило бы разрушение экономики, дестабилизацию суспильства.
Принципы рыночной экономики в Украине должны вводиться ускоренно, однако не шоковым шляхом.
Поэлементный, эволюционно радикальный путь объединяет постепенность, поэтапность и государственное регулирование цен на важнейшие товары, с одной стороны, и прибылей - с другой. Быстро перейти к рынку не удастся, поскольку в Украине, по сути, нет развитой инфраструктуры, без которой не может существовать современный рынок. Экономика требует радикальной структурной перестройки. Без этого невозможно наполнить внутренний рынок потребительскими товарами, выйти на международный рынок. Нужны огромные капитальные ресурсы. Надежда на помощь извне - нереальные, возможности следует искать внутри страны, в ее экономике. Острым является дефицит квалифицированных предпринимательских кадров для работы в банках, на биржах и т.д.. Именно поэтому для построения эффективной рыночной экономики Украина должна демонтировать старую хозяйственную систему и постепенно вводить рыночные елементи.
Главным фактором создания рынка должна быть последовательная деятельность государства по формированию необходимых институтов рынка. Для этого следует разработать целевые программы развития приоритетных направлений экономики, предоставить для этих целей кредиты, уменьшить налоги; стимулировать развитие производства, а не посреднической деятельности, создать благоприятные условия для привлечения в страну частного иностранного капитала, прежде всего в форме прямых инвестиций в производственную сферу, отрасли , где производятся потребительские товари.
Государство должно регулировать выпуск национальной денежной единицы, осуществлять контролируемую эмиссию, обеспечивать взаимодействие национального рынка с международным. Результаты экономических преобразований, осуществляемых на таких принципах, будут детерминированными, необратимыми, ускоренными и, что особенно важно, достигнутыми в условиях социального согласия.
6.4. Модели рыночной экономики Глава 7. ОСНОВЫ рыночного регулирования экономики