6.4. Модели рыночной экономики

В развитых странах сложилось несколько моделей рыночного хозяйствования: свободный, социально ориентированный и государственно-управляемый рынок (рис. 31).
Указанные модели рыночной экономики имеют общие и специфические риси.
К общим чертам относятся: наличие различных форм собственности - частной, коллективной, государственной; конкуренция и содействие ее воспроизводства со стороны держави.
Специфические черты обусловлены историческими, культурными, религиозными, политическими особенностями определенной страны. Правительство играет разную роль в экономике, организации финансовых рынков и решении социальных проблем.
В США, например, в экономической жизни общества правительственные отведено ограниченную роль. Это обусловлено историческими факторами, разнообразием культурных, религиозных и других традиций народов, которые заселяли. Первыми европейскими поселенцами были люди, которые пытались скрыться от закона, религиозных преследований и утвердить себя как личность. На этом идеологическом Груни и формировались рыночные основы в США.
Становление рынка в большинстве западноевропейских стран происходило в условиях феодальной системы, по законам, которые основывались на принципах монархизма, что и определило роль государства в экономической и социальной жизни суспильства.
Специфика японской модели экономики обусловлена изолированностью страны от внешнего мира (1603-1854), особенностями феодальной системы и вековыми традициями конфуцианства. Эти и другие исторические, природно-климатические, культурные факторы способствовали тому, что Япония является менее индивидуализированным обществом, чем другие развитые краини.
Специфика исторических традиций и политической философии США, европейских государств и Японии отображается и в организации экономической жизни этих стран. Одна из главных отличий заключается в размерах расходов центрального правительства. Так, за 2000 г. они составляли: во Франции - 51,2% ВВП, в Италии-46, 7; в Германии - 43,0; в Великобритании - 38,4; в Японии - 38,2; в СЕЛА - 29,3% ВВП.
В странах Европейского союза доля правительственных расходов намного превышает этот показатель в США и Японии. Это отражает особое ставлення
европейских стран в систему государственного социального обеспечения способа ограничения неравенства доходов и поддержания социальной стабильности. В Японии объем государственных ассигнований намного ниже, большую часть социальных потребностей удовлетворяет семья. В США государство также не предоставляет социальной защиты, но и семья не спешит брать на себя эту видповидальнисть.
Одним из последствий различий в подходах к социальной политике является дифференциация в доходах населения. Процент людей, живущих за чертой бедности, в США выше, чем в Европе и Японии, несмотря на то, что Америка является самой богатой страной свиту.
Для большинства стран, переходящих от индустриального к постиндустриальному обществу, критерием эффективности модели рыночной экономики является степень реализации потенций личности, обеспечение благоприятных экономических, социальных, экологических и психологических условий для существования людини.
ООН оценивает уровень развития стран по специальным показателем, учитывающим уровень дохода населения, медицинского обеспечения и образования.
6.3. рыночная инфраструктура 6.5. Особенности становления рыночных отношений в Украине