11.8. ценовая дискриминация

В условиях рыночной экономики существует такое явление, как ценовая дискриминация.
Ципова дискриминация - это одновременная продажа однородных товаров разным категориям покупателей за неодинаковыми цинами
Чтобы понять сущность дискриминации, нужно рассмотреть ее структуру. Она охватывает: признаки ценовой дискриминации, ее субъект и субъект, который вводит дискриминацию, причины, обусловившие ее появление и последствия этого явления (рис. 81).
Одним из признаков ценовой дискриминации с того, что товары и услуги имеют одинаковые характеристики, в этих товарах и услугах воплощены одинаковые издержки производства. Однако такие товары и услуги реализуются по разным ценам. Ценовая дискриминация касается тех субъектов, которые вынуждены покупать товар или услугу по более высокой цене. Причины ее разные:
Предприниматели учитывают покупательную способность потребителей (потребность высока, однако денежные возможности низкие), например студентов, учащихся, которые покупают билеты в кинотеатр, музей, на виставку.
Уменьшение спроса потребителей иногда заставляет предпринимателей использовать возможности транспорта (в зимнее время снижаются цены на билеты на авиатранспорт для отдельных групп населения).
Ценовая дискриминация возможна в отдельных отраслях, где разница в ценах не способствует перепродажи товаров или услуг (т.е. отсутствуют лица, которые использовали разницу цен для наживы). Это такие отрасли, как медицина, юридические услуги, услуги транспорта. Здесь, как правило, учитывают уровень платежеспособности потребителей. Возможно снижение платы за хирургическую операцию, если потребитель ограничен в финансах, однако сделка для него очень потрибна.
Введение ценовой дискриминации является прерогативой монополиста. Скидка в цене может иметь благотворительный, рекламный характер.
Субъектом введения ценовой дискриминации является, как правило, монополист. Это государство или предприниматель, который занимает монопольное положение в определенной галузи.
Следствием ценовой дискриминации обычно является реализация товаров, услуг, предоставление отдельным слоям населения материальной помощи.
11.7. методы ценообразования 11.9. Влияние государства на ценообразование