19.3. Разгосударствление как основа формирования смешанной экономики

Избавиться от негативных явлений в экономической и других сферах жизни нашей страны можно только, устранив причины, которые предопределяют. К ним относятся: монопольное положение государства и его ведомств, которые были собственниками средств производства и результатов труда общества. Для этого нужно было ликвидировать чрезмерное огосударствление отношений собственности, отождествление общественной и государственной форм власности.
Воспроизведение многообразных форм собственности имеет объективную основу - неравномерность развития производительных сил и технологических укладов, обусловленная уровнем экономики, состоянием общественного разделения труда, традициями краини.
Мировой опыт убеждает, что эффективно экономика функционирует при наличии разных форм собственности, т.е. как смешанная экономика. Это обусловлено следующими факторами:
Частная собственность, конкурентный рынок наиболее рационально функционируют при наличии большого количества производителей, многообразия виробив.
Частная собственность не играет позитивной роли там, где прибыль отсутствует или мал. Например, развитие фундаментальной науки не дает мгновенной виддачи.
Существуют сферы экономической жизни, в которых конкуренция наносит большой вред обществу. Так, в сфере естественной монополии - транспорт, связь, энергоснабжение и т.д. - или вообще не должно существовать частных собственников, или их деятельность должна регламентировать законодавство.
В некоторые сферы общественно-экономической жизни вообще нельзя допускать частный бизнес - армия, государственная безопасность, атомная индустрия, освоения космоса тощо.
В странах с развитой рыночной экономикой существуют различные соотношения между государственной и частной власнистю.
Так, пол контролем государства находится от 1/4 (США) до 2/3-3/4 национального производства (Великобритания, Германия, Франция, Япония).
Границы между частной и государственной формами собственности являются подвижными, переменными. предопределяют разнонаправленные процессы - обобществления (национализация) и роздержавлення.
Украине нужно было идти путем разгосударствления, приватизации и построения смешанной экономики, в которой равноправными хозяйственными субъектами являются акционерные, кооперативные, частные и государственные пидприемства.
Разгосударствление - это комплекс мероприятий, направленных па преобразования 1 отношений собственности, ликвидацию монополии государства на собственность, формирования многоукладной экономики, усиление процессов ее саморегулювання
Одной из основных форм разгосударствления собственности в постсоциалистических странах является приватизация.
Приватизация - это превращение государственной (а также коллективной) собственности на частную - индивидуальную или групову
Разгосударствление может сопровождаться как изменением государственной собственности на негосударственную, так и изменением лишь форм использования государственной собственности. Цели разгосударствления и приватизации показано на рис. 163.
Достижение основных целей разгосударствления и приватизации предусматривало соблюдение определенных принципов при формировании социально ориентированной рыночной экономики:
Гарантирование каждому гражданину Украины равного доступа к объектам приватизации и неограниченного выбора сфер приватизации.
Охват процессом разгосударствления и приватизации всех сфер экономики с учетом интересов всех субъектов, в том числе трудовых коллективов и отдельных громадян.
Введение всех форм собственности, исходя из экономической целесообразности, а не каких-то других критериев ни одна из форм не может абсолютизуватися.
В собственности государства должно остаться имущество, необходимое для выполнения ею своих функций.
Разгосударствление и приватизация должны осуществляться под общественным контролем, с информированием населення.
Соблюдение этих принципов должно не только обеспечить возможность каждому гражданину Украины стать собственником средств производства, свободу хозяйственной деятельности для различных форм собственности, в частности обновленной государственной, но и предотвратить такое нежелательное явление, как псевдоприватизация.
Таким образом, разгосударствление экономики - это главная задача преобразования формы собственности, решение которого позволит ликвидировать монопольное положение государства и его ведомств, создать условия для развития различных форм собственности: преобразованной государственной собственности, акционерной, кооперативной, частной и других, сделать каждого работника, каждый трудовой коллектив подлинным субъектом отношений собственности. Это стало главной целью экономической политики в начале переходного периода, которая должна обеспечить равноправие всех форм собственности, создать необходимые предпосылки для развития рыночных отношений, стимулировать трудовую и предпринимательскую мотивацию роста эффективности виробництва.
Реализация этой политики нуждалась разработке правил передачи прав собственника от государства самостоятельным хозяйственным субъектам - физическим и юридическим лицам, т.е. механизма разгосударствления и приватизации собственности, который предусматривает создание органов разгосударствления и приватизации с четким определением их функций на всех структурных уровнях (рис. 164) .
Единых правил разгосударствления и приватизации не существует. Каждая страна разрабатывает свои законодательные акты, учитывая экономическую, политическую, демографическую, историческую и другие особливости.
Маша страна не могла использовать способы и методы разгосударствления и приватизации, которые применялись в западных странах через ряд обстоятельств:
тотальное огосударствление (доля государственного сектора превышала 90%). Это обусловлено тем, что государственные органы в течение десятилетий непосредственно руководили всеми стадиями производственного процесса, распределения и перераспределения результатов труда; чрезвычайно искаженная структура народного хозяйства (принцип «производство во имя производства» привел к тому, что в 1990 г. доля средств производства составляла 69,5% всего объема произведенной продукции ")
большое количество предприятий, основные фонды которых имели высокий процент износа, выход Украины из состава СССР привел к разрыву традиционных экономических связей с соответствующим нарушением воспроизводственного процесса, в условиях структурной зависимости требовало определенной государственной поддержки до восстановления нормального процесса, высокая доля предприятий военно-промышленного комплекса и сверхбольших предприятий группы «А», которые работали на всесоюзный и международный рынок. их быстрая демонополизация и приватизация привели бы к разрушению экономики, большинство населения не имела средств для участия в приватизации; сознание большинства граждан сформирована в условиях социализма, главными принципами которого были социальная справедливость и равенство распределения, люди, пришедшие к власти, пытались использовать политику как рычаг в борьбе за распределение и перераспределение власти, в частности економичнои.
Основной причиной кризиса народного хозяйства Украина была глубокая деформация экономической структуры, обусловлена постоянным ростом материалоемкости общественного продукта и соответствующим уменьшением доли национального дохода в ньому.
Деструктивные процессы усиливались экономически необоснованным вывозом значительной доли прибавочного продукта за пределы Украины. Как следствие, экономика Украины испытывала постоянный дефицит инвестиционных ресурсов, препятствовало эффективно осуществлять структурную перестройку и регулировать процессы простого воспроизводства. Как следствие, срабатывания действующих фондов в производственной сфере превышало ввод новых. Чрезвычайно малой была доля легкой промышленности и отраслей машиностроения, которые обслуживали социальный комплекс. Следствием этого стало падение производства национального дохода на душу населения.
Процесс разгосударствления может происходить только при условии существования соответствующего правового и организационно-экономического середовища.
Нужно было разработать нормативные документы, юридические нормы, законодательные акты, которые гарантировали бы одинаковые условия и порядок разгосударствления и приватизации для всех субъектов господарювання.Module . Верховная Рада Украины приняла ряд законов - «О собственности», «О предпринимательстве», «Концепция разгосударствления и приватизации предприятий, земли и жилищного фонда», «О приватизации имущества государственных предприятий» и другие, которые способствовали формированию соответствующего правового и экономической среды.
Для регулирования процессов разгосударствления и приватизации в Украине были созданы специальные органы (Фонд государственного имущества (ФГИ) и его подразделения), функции которых приведены на рис. 165.
Органы государственного управления процессами разгосударствления и приватизации должны препятствовать превращению министерств на государственные концерны или ассоциации, поскольку это усилит их монопольную роль в экономике, а также переводу средств из государственного сектора экономики в собственность общественных организаций, политических партий и т.п..
19.2. Специфика переходной экономики в Украине 19.4. Приватизация , ее модель , направления , этапы и последствия