19.4. Приватизация , ее модель , направления , этапы и последствия

Процесс приватизации государственного имущества в Украине начался в 1992 г. после утверждения Верховной Радой первой Государственной программы приватизации.
При создании украинской модели приватизации государственных предприятий можно было использовать западную модель. Это обусловлено тем, что, во-первых, приватизация в этих странах происходила в условиях развитой рыночной экономики. Во-вторых, соотношение межгосударственным и негосударственным секторами в этих странах более-менее стабильным на протяжении многих лет. В-третьих, темпы приватизации даже в Великобритании, чья программа является образцом для других стран, составляли не более 10% за десятилетие. В Украине в собственности государства перед началом реформ находилось 85,4% пидприемства.
Разрабатывая модель приватизации для Украины, нужно было учитывать социально-экономические и идеолого-политические реалии того периода, во многом обусловили масштабы и темпы приватизации. В основу модели были положены принципы социальной справедливости и равенства распределения и продажи государственного имущества, что означало бесплатную передачу большей части государственного имущества населению, обеспечение равенства прав граждан в приватизационном процессе. Время часть приватизационных бумаг реализовывалась на платной основе. Воплощению принципа социальной справедливости и равенства приватизации должны способствовать механизм гласности, антимонопольная политика и предоставление льгот трудовым коллективам приватизируемых (выбор способа приватизации, предоставление права первоочередного выкупа имущества предприятий).
Согласно украинской модели приватизации государственного имущества объектами малой приватизации было определено целостные имущественные комплексы небольших государственных предприятий, в том числе объекты незавершенного строительства, балансовая стоимость которых не превышала 1,5 млн. крб.
Другие объекты приватизации классифицируются в зависимости от балансовой стоимости основных фондив.
Способы приватизации в Украине постоянно менялись. Перечень объектов, запрещенных для приватизации, постепенно розширювався.
С 1992 по 1994 г. приватизация осуществлялась путем открытия приватизационных счетов в Сберегательном банке. Они были именными, существовали в виде депозитных счетов, а следовательно, не имели свободного обращения, что мешало процессу приватизации.
В 1995 г. было выпущено украинского ваучеры (ПМС - приватизационные имущественные сертификаты) в бумажной форме. В 1998 г. 45,7 млн. украинских граждан получили ПМС, что составляло 87,98% от общего количества населения. Срок действия ПМС неоднократно продлевался, чтобы все граждане использовали право на свой пай в государственной собственности. Однако осуществить последнее было непросто, поскольку украинская ваучерная модель была направлена на социальные, а не экономические ожидания, и противоречила конкурентным, рыночным методам приватизации. Именно это стало причиной создания нелегальной формы обращения ПМС и способствовало формированию теневой економики.
Указанные противоречия были учтены в денежной приватизации, которая началась в 1998 г. согласно принятым Законом Украины «О государственной программе приватизации на 1998 год».
Денежная приватизация призвана стимулировать формирование реального владельца, создать вторичный рынок акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, поможет создать благоприятные условия для привлечения инвестиций как отечественного, так и иностранного капитала, пополнить доходную часть бюджета краини.
Зависимости от форм и методов можно условно выделить четыре основных этапа приватизации в Украине (рис. 166).
Первый этап пришелся еще на времена существования СССР, когда было разрешено частное предпринимательство в форме кооперативов. В 1991 г. в Украине был принят ряд законов, создало правовое поле для частного предпринимательства. При слабом государственного контроля частный капитал начал активно расти, поскольку практически каждый субъект предпринимательства одновременно развивал легальную и теневую части своего бизнеса. Предприниматели стремились освоить развит рынок потребительских товаров и услуг. Это стало фактором первичного накопления крупного частного капитала в Украини.
На втором этапе, который начался в 1992 p., Было приватизировано 1J тыс. объектов, однако предусмотренные первой программой приватизации темпы не были реализованы. Структура приватизационного процесса, в частности соотношения малой и большой приватизации, оказалась деформированной. Более половины предприятий, которые перешли в негосударственный сектор экономики, составляли средние и большие. Процесс приватизации пошел в непредсказуемом направлении. В отличие от других стран, торговля, бытовое обслуживание и общественное питание не стали сферами первоочередной приватизации, ее объектами были промышленные гиганты, предприятия-монополисты (как правило, те, которые оформили аренду с правом выкупа). Они принадлежали к отраслям, приватизацию которых планировалось осуществить позже - после формирования рыночной инфраструктури.
На этапе массовой приватизации среднегодовые темпы возросли более чем в 2,5 раза. За четыре года (19 ^ 5-1998) было приватизировано почти 50 тыс. объектов. В результате более 90% предприятий торговли, сервиса и общественного питания стали приватними.
В 1999 г. с принятием четвертой государственной программы приватизации начался ее четвертый этап: преимущественно индивидуальная денежная приватизация. В перечень объектов, подлежащих приватизации, вошли предприятия таких отраслей, как машиностроение, транспорт, связь, нефте-и газоперерабатывающей промисловости.
Программой предусмотрен индивидуальный подход к приватизации, что означает повышение инвестиционной привлекательности объектов и ликвидности эмитированных ценных бумаг благодаря применению процедуры реструктуризации организационной структуры предприятий и их боргив.
Вследствие бумажной и денежной приватизации в период с 1992 по 2003 г. в Украине форму собственности изменили 90 450 объектов, в том числе 24 027 объектов государственной формы власности.
Основными результатами процесса разгосударствления и приватизации в Украине стали ликвидация государственного монополизма и радикальные изменения структуры собственности, с важными предпосылками формирования рыночной середовища.
Однако следует отметить, что украинская модель приватизации, в частности за деньги, имеет много недостатков, что не позволило достичь основных целей: повысить эффективность негосударственного сектора экономики, сформировать собственника-инвестора и осуществить структурную перестройку, привлечь зарубежные инвестиции, внедрить новые технологии и ноу- хау в реальный сектор экономики, в результате чего национальный товаропроизводитель не удовлетворяет потребности внутреннего рынка и неконкурентоспособен на мировом. Основной целью новых владельцев-приватизаторов является получение высоких прибылей от теневого бизнеса, превращение их в иностранную валюту и вывоза за пределы краини.
Неэффективность приватизации в нашей стране обусловлена выбранной моделью. Как показал опыт, массовая сертификата приватизация, ориентированная на систему льгот и аукционов, не способна создать фондовый рийок, механизм вторичного перераспределения собственности, помешало реструктурированию и развития большинства пидприемств.
Ошибочной оказалась приватизация крупных и средних предприятий путем аренды государственного имущества трудовым коллективом с правом выкупа: в условиях отсутствия государственного контроля и несовершенной системы корпоративного управления многие предприятия оказалось «в пользовании» трудового коллектива или, чаще, руководства предприятия. В первом случае имело место тотальное «проедания» прибыли фирмы, которые направлялись преимущественно на выплату заработной платы и разные расходы социального характера. Во втором - личное обогащение менеджеров предприятия достигалось за счет заключения убыточных для предприятия контрактов, продажи и субаренды производственных фондов и площадей, введение дополнительных денежных вознаграждений без учета результатов деятельности предприятия. В обоих случаях на предприятиях не происходило нужных реструктуризационных изменений: количество работников вместо уменьшения росла, сохранялась высокая энерго-и материалоемкость продукции, сокращались объемы капитальных вложений, был ликвидирован контроль качества продукта, хватало квалифицированного менеджмента и маркетингу.
Денежная приватизация, которая ускорила процессы приватизации, также приобрела искаженный вид. Не было создано реальных конкурсных условий из-за того, что финансовая элита, которая возникла во время приватизации и пришла во властные структуры, и политики, которые занимаются хозяйственной деятельностью (легально или нелегально), активно противодействуют этому. Денежная приватизация не мешает отечественным миллионерам из-за отсутствия четкой законодательной базы и неуправляемость этим процессом со стороны государства, используя различные схемы, получать привлекательные объекты государственной власности.
Отсутствие действенного регулирования процесса разгосударствления со стороны государства приводит к таким негативным явлениям:
снижение уровня открытости, доступности и, как следствие, конкуренции приватизации - частный собственник определяется не столько с точки зрения его эффективности для предприятия, сколько благодаря взяткам и приближенности к определенным политическим кругам. Возникает угроза криминализации промышленного сектора экономики, монополизации отдельных отраслей и видов производств, снижение уровня корпоративного контроля за деятельностью объекта до и во время его приватизации, что приводит к безответственности и ухудшения финансово-имущественного состояния объекта приватизации. Можно привести много примеров, когда высший менеджмент сознательно доводил собственное предприятие на грань банкротства, поскольку финансово ослаблено предприятие объективно стоит дешевле и, таким образом, его легче присвоить «официальным» путем, легализовать и укрепить свою власть; замедление темпов приватизации в результате, с одной стороны, длительной борьбы между различными финансово-политическими группировками за контроль над наиболее привлекательными предприятиями и пренебрежение проблемами остальных предприятий - с другой. Промедление с процедурными аспектами приватизации, в свою очередь, сдерживает дальнейшую реструктуризацию приватизируемого, поскольку ни одна из сторон, которые конкурируют за установление контроля над ним, не заинтересована в принятии объективно необходимых, однако социально непопулярных решений - переориентации производства, увольнении работников , отмене льгот и дотаций, выделении инфраструктуры социального назначения тощо.
Отсутствие благоприятного институциональной среды в Украине не только привела к указанным выше искажений в приватизации государственного имущества, но и не позволила пополнить доходную часть бюджета краини.
Одной из проблем процесса изменения собственности несоблюдение покупателями государственных пакетов акций условий договоров купли-продажи. Возвращении в государственную собственность пакетов акций от тех покупателей, которые не смогли ими эффективно управлять и не вкладывали оговоренный объем инвестиций в производство, позволяет выставлять их на повторную продажу. Как показывает практика, такая продажа является достаточно эффективным и дает гораздо большие поступления по сравнению с первоначальной реализациею.
Опыт украинской модели приватизации убеждает в ошибочности политики, направленной на уменьшение государственного регулирования этим процессом. Даже в послеприватизационный период государственная поддержка предприятий является необходимым. В этом убеждает опыт стран Центральной и Восточной Европы, которые используют такие методы и инструменты послеприватизационной поддержки: государственные заказы; государственные субсидии, дотации и субвенции; государственные гарантии инвестиций и кредитования; государственная фискальная политика, защита интересов предприятий во время международного сотрудничества тощо.
Для инверсионной модели трансформации характерно неограниченного участия иностранного капитала. Страны надеются на иностранную помощь в виде капитала и передовой технологии и создают иностранцам благоприятные условия для инвестирования. Последние, особенно транснациональные компании, заинтересованные в участии в приватизации стратегических предприятий, поскольку это открывает доступ к новым рынкам сбыта и усиливает их могущество. Это может быть использовано правительством стран с переходной экономикой, с применением при этом таких рычагов защиты интересов, как: сохранение государственной доли в приватизированных предприятиях, что позволяет контролировать размещения и выливать на принятие менеджментом важнейших решений;> закрепление за государством контрольного или блокирующего пакета акций или выпуск акций, имеющих особые характеристики, которые позволяют государству обеспечить свое влияние. Для этого акциям предоставляется вид «особых акций» (Франция) или «золотых акций» (Великобритания, Россия). С помощью «золотых акций» государство регулирует важнейшие моменты деятельности акционерных обществ, может воспользоваться правом вето на общем собрании акционеров.
19.3. Разгосударствление как основа формирования смешанной экономики 19.5. Государственный сектор в переходной экономике