19.9. Концепция структурной политики в переходный период

При разработке новой концепции нужно учитывать влияние структурной политики на динамику формирования новых рыночных секторов народного хозяйства и прежде всего на изменение соотношения между негосударственным и государственным секторами в пользу першого.
Основной мстою структурной политики на первом этапе развития переходной экономики является содействие становлению, расширению и развитию рыночного сектора. Поэтому нужно сосредоточить внимание на таком важном аспекте структурной политики, как создание условий для формирования конкурентной рыночной среды. При таком подходе структурная политика должна рассматриваться как фактор, способствующий развитию конкуренции и демонополизации економики.
Основным направлением структурной политики является содействие становлению рыночной инфраструктуры и прежде всего негосударственных центров инвестиционной активности. Важным аспектом этой политики является обоснование селективной политики по государственному сектору, которая предусматривает внедрение реальных механизмов поддержки, санации и банкротства государственных пидприемств.
Переходная экономика отличается от рыночной тем, что в ней еще не сложился естественный механизм координации, государство медленно лишается функций, не свойственных ей в рыночной экономике. Конкурентная борьба фирм постоянно сопровождается попыткой сохранить или получить монопольные преимущества. Свойственные рынку институциональные структуры находятся в состоянии формирования, поэтому понятие «структурная политика» в переходной экономике имеет более широкое толкование, чем в рыночной. В рыночных условиях соответствующие объекты попадают в поле зрения структурной политики уже после обнаружения их рыночной неэффективности. В условиях переходной экономики рыночные оценки эффективности нечеткие, оказываются недостаточно, могут иметь искаженный характер. Это является следствием действий как государства, так и монополий.
Итак, в переходной экономике возникает своеобразная проблема «отбора» объектов структурной политики в условиях весьма значительных искажений рыночного механизма координации. В процессе такого отбора возникает реальная угроза того, что экономическая политика может оказаться в «заколдованном круге»: слабоориентована рыночно, непоследовательная экономическая политика предопределяет соответствующие искажения, которые затем рассматриваются как фактор усиления государственной активности, расширение перечня объектов структурной политики.
Структура экономики любой страны масс отвечать определенным объективным критериям, выбор которых зависит от имеющихся ресурсов. Структурная перестройка - это явление динамичное и постоянное, которое обусловлено научно-техническим прогрессом и требует больших объемов капиталовложений. Темпы перестройки должны быть достаточно высокими, иначе структурные изменения не будут ефективними.
В разных постсоциалистических странах структурная перестройка имеет свою специфику. Некоторые из них были независимыми государствами с собственным народнохозяйственным комплексом. Другие, например бывшие республики СССР, его не было. Экономики этих двух групп стран сегодня существенно отличаются по ресурсам, объемам, внешнеэкономической ориентацией, состоянием физического и человеческого капитала, уровню жизни, формами политического устройства и т.д.. После распада СССР Украина оказалась в очень сложном положении. В экономическом смысле она была осколком бывшей советской империи, в политическом - «буферной» государством. Поэтому вопрос внешнеэкономических связей, внешней политики являются очень сложными для Украины. В свое время было распространено мнение, что экономика Украины имеет мощный научно-производственный потенциал. Однако, как оказалось позже, для такого утверждения не было веских оснований. Производство в СССР, в частности в Украине, не соответствовало мировому уровню научно-технического прогресса. Несмотря на экономический рост в экспортно ориентированных отраслях (черная металлургия, химия), оживление в легкой, пищевой промышленности, в производстве строительных материалов, Украине еще очень отстает от уровня развитых стран мира. Если ситуация в ближайшее время радикально не изменится, она превратится в технологический приложение этих стран с соответствующей моделью экономики. Для предотвращения этого нужно внести серьезные коррективы в осуществляемую стратегию и направить ее на построение социально ориентированной модели, которая бы учитывала как общие закономерности экономического развития, так и специфические особенности, присущие нашей краини.
Выбор приоритетов экономического развития - это политический вопрос. К ним относится ориентация на новые отрасли, которые будут способствовать экономическому росту и положительным социальным преобразованиям. Послевоенный опыт Западной Германии, Японии, некоторых азиатских и латиноамериканских стран подтверждает возможность положительного влияния активной государственной политики на структурные изменения в экономике. Это дает основания утверждать, что в переходный период роль государства растет: она активно проводить политику структурной перебудови.
Украина в XXI в. сможет превратиться в высокотехнологичному государство с инновационной моделью экономического роста при условии адекватности промышленности научно-техническим достижениям постиндустриального общества. Преодолеть существенное отставание Украины от развитых стран по производительности труда во всех сферах народного хозяйства, обновить основные фонды, внедрить энерго-и материалосберегающих технологии можно только на основе промышленных инноваций. Создание целостного промышленно-научно-технологического комплекса будет способствовать полному удовлетворению внутренних потребностей страны и экспорта наукоемкой продукции.
Основные признаки промышленно-научно-технологического комплекса приведены на рис. 170.
Этот промышленный комплекс должен стать основой структурной перестройки экономики Украины и играть активную роль в консолидации общества, выхода нашей страны на уровень ведущих держав мира.
19.8. Условия и факторы , которые влияют на структурную перестройку в постсоциалистических странах Глава 20. Глобализационных МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ