19.8. Условия и факторы , которые влияют на структурную перестройку в постсоциалистических странах
В постсоциалистических странах в течение многих лет отсутствовали экономический подъем и макроэкономическая равновесие, поскольку характерными признаками их экономики были многолетнее разбалансировка между совокупным спросом и совокупным предложением, неразвитость отраслей и сфер, направленных на удовлетворение насущных потребностей населения, упадок народного хозяйства. В начале переходного периода к этому добавилось разрушение экономических связей, сложившихся отрицание традиций и морально-этических ценностей, которые сформировались у большинства населения, ликвидация государственной системы управления и массовое увольнение старых кадрив.Еще одной важной чертой, присущей постсоциалистических странам при осуществлении структурных преобразований, является то, что последние должны происходить одновременно с рыночными трансформациями инверсионного характера. Такой тип формирования рыночной экономики отличается от классического и предусматривает процессы перехода: от государственной собственности к различным формам частной, от государственной монополии к конкуренции, от административно-командных методов ценообразования к рыночным, тогда как согласно классическим типом происходит переход от мелкотоварного производства и адекватной ему формы собственности в частнокапиталистической и акционерной собственности, от свободной конкуренции к монополии и олигополии, от свободного ценообразования в государственный регулювання.
Все это требует учета принципиально новых факторов, которые влияют на структурную перестройку экономики в постсоциалистических странах. Важнейшими из них являются:
«Генетическая наследственность». Преимущественное развитие средств производства по сравнению с развитием производства предметов потребления, прежде отраслей ВПК, сформировали однонаправленную экономику. При этом гражданские секторы экономики характеризуются технологической отсталостью, сырьевой направленностью; переориентация стран, вышедших из состава СССР, и стран, которые в свое время входили в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), на новых партнеров в экономическом сотрудничестве и кооперации. Это не только значительно уменьшило долю общего товарооборота бывших стран СНГ и членов СЭВ в их ВВП, сузило их общее экономическое пространство, но и привело к реальной угрозе потерять традиционные рынки сбыта и перспективы дальнейшего технологического розвитку.
Указанные процессы происходили на фоне углубления интернационализации экономической жизни, международного разделения труда. Сейчас в мире действует более десяти региональных и субрегиональных торгово-экономических блоков; аномальные условия реформирования экономик постсоциалистических стран, которые создались при переходе к новой модели господарювання.
Например, повышение пин на топливно-энергетические ресурсы, сдерживание роста цен на продукцию агропромышленного комплексу.
В результате диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, рост себестоимости последней, сокращение объемов производства и реализации продукции хозяйства становятся убыточными;> - формирование новой модели общества основывалось на теории «минимизации» роли государства, которая не только активно рекламировалась, но и была воплощена на практике. Результатом стал хаос в экономике, ее неуправляемость. Величина Госбюджета Украины составляет среднедневном оборота Франкфуртской фондовой биржи. Отсюда - нищенские зарплаты врачам и учителям, мизерные социальные выплаты многодетным семьям и инвалидам. Тотальная приватизация, которая была призвана, с одной стороны, ликвидировать монополию государства в экономике, а с другой - сформировать частную собственность и эффективную рыночную экономику, оказалась неэффективной. Не пополнился и бюджет краини.
Американский экономист Дж. Сакс и другие западные советники, которые предлагали так называемую трехфазную последовательную стратегию экономического развития рыночных структур и структурную перестройку с минимизацией при этом роли государства, не учли рост роли государства в западной модели общества;
неадекватная экономическая политика переходного периода. Этот фактор тесно связан с предыдущим. Мы его выделяем в отдельный учитывая его исключительную значимость для экономической жизни общества, особенно его трансформации. В Украине этот фактор сыграл важную роль в разрушении экономики, ее деформации. Свидетельством этого является сокращение вдвое объемов ВВП и промышленной продукции, почти пятикратное уменьшение объемов капиталовкладень.
Усиливается тенденция деформации экономики, которая уже достигла критической черты: увеличиваются технико-экономические диспропорции в реальном секторе, растет доля низкоквалифицированной рабочей силы, особенно в производственной сфере, сопровождающийся вытеснением высококвалифицированных кадров из высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, отраслей общего машиностроения, усиливается ресурсная ориентация експорту.
В стране ускоренными темпами осуществляется примитивизация производственной структури.
Доля топливно-энергетического комплекса, металлургии превысила 50%, тогда как в 1990 г. она составляла всего 21%. В развитых странах этот показатель равен соответственно в США - 25%, Франции - 24, ФРГ - 22%.
Мировой опыт показывает, что страны, которые специализируются на топливных и добывающих отраслях, обрекают себя на экономическую и технологическую зависимость (доля добывающих отраслей в ВВП развитых стран снизилась до минимально возможных значений, в США, например, она составляет не более 1,6%) . Это уменьшает возможности для воспроизведения отечественного машиностроения, которое является основой технологического обновления производства, повышения его эффективности и конкурентоспроможності.
В Украине доля машиностроения за 1990-2004 pp. сократилась почти втрое и достигла такого уровня и качественного состояния, который ставит под угрозу национальную безопасность страны. Отражая общую несбалансированность национальной экономики при переходе к рынку, еще больше деформировалась структура агропромышленного комплексу.
Итак, структурная политика в переходной экономике Украины крайне противоречива. С одной стороны, она является продолжением структурной политики, характерной для административно-командной системы, поскольку существует большой по размеру высокомонополизированных государственный сектор, представленный прежде всего крупными предприятиями в топливной, металлургической, химической, оборонной промышленностях, электроэнергетике, машиностроении, на транспорте. С другой - государство уже не масс возможностей для инвестиций в эти отрасли народного хозяйства и решает проблему их поддержки «квазирыночных» методами: кредитной эмиссией, частично - государственной закупкой, регулированием условий внешнеэкономической деятельности и т.п.. Основной задачей нынешнего этапа экономического развития Украины с преобразования структурной политики на фактор рыночной трансформации экономики.
19.7. Факторы , которые влияют на структурную перестройку в странах с рыночной экономикой | 19.9. Концепция структурной политики в переходный период |