Предисловие

Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена рассмотрению того социально-экономического строя, который утверждался в течение II половины XX столиття.
Главная цель - привлечь внимание читателя к принципиально новому для нас понятие "социальная экономика" с преподаванием общих основ того социально-экономического строя, постепенно укоренился в ведущих странах мира и практически доказал свои переваги.
Книга адресована моим соотечественникам, которым пришлось жить в бурном XX веке, то есть в "эпоху войн и революций". Это Стримко века было отмечено небывалым технологическим и экономическим прогрессом человечества, но вместе с этим принесло ему несметные беды, нищету и пытки. Через горе, смерти и опустошения в некоторых странах на смену "революционной сознания" ("до основанья мы разрушить, а затем ...", "мы наш, мы новый мир Построим ...") приходили более умеренные убеждения. Через множество ошибок, неверных шагов и губительной общественной жизни постепенно (эволюционно, а не революционно) вырабатывались правила и нормы социального поведения в гражданском обществе. Итак, в первом приближении наука "социальная экономика" изучает законы и нормы современного гражданского общежития и цивилизованного спивиснування.
Автор тешит себя надеждой, что изучение законов и норм цивилизованного сосуществования, производимых человечеством на протяжении тысячелетий, избавит читателя некоторых устоявшихся представлений, привычных, но не всегда полезных стереотипов как в мышлении, так и в поведении. Тогда выяснится, что современное общество, разобщенное на различные политические течения, не такое уж беспомощное. Надо только несколько успокоить страсти, прислушаться к голосу разума и ознакомиться с некоторыми истинами, которые прошли испытание временем и социальной практикою.
"Социальная экономика", несомненно, принадлежит к многочисленных ответвлений экономической науки в широком смысле слова. Одновременно она в известной степени перекрывает пределы традиционной экономики в целом и ее многочисленных направлений частности. Будучи по образованию, специальности и практическим опытом работы, как говорится "чистым экономистом", отдавая должное экономике как таковой и признавая ее право на самостоятельное существование, автор на основе определенного научного, жизненного и практического опыта пришел к выводу, что экономика, оторвана от своей социальной составляющей, лишенная гуманистической и экологической направленности, вообще теряет всякий смысл. Эти авторские размышления и догадки были подкреплены ознакомлением с некоторыми работами зарубежных авторов, контактами с учеными разных специальностей (социологами, историками, политологами, психологами).
Наше пренебрежение социальной составляющей экономики определенной степени можно объяснить нашим традиционным мышлением. Один из т. н. "Вечных постулатов": экономика - первична, социальная сфера - вторичная и производная от первой. На самом же экономическая и социальная сферы настолько тесно связаны и взаимообусловлены, что их разъединение больно сказывается не только на благосостоянии народа, но и на общественно-экономическом прогрессе страны в цилому.
Неточным является и понимание "социальной экономики" как разновидности социологических знаний: ведь в нее свой предмет и свой круг специфических категорий. Названа область знаний содержит именно тот реальный мир, в котором человек находится в течение всей своей життя.
Долгое время мы не обращали внимание на то, что в нормальном цивилизованном обществе, где проживают граждане, которые представляют собой определенный социум, обязательно складываются и действуют определенные социально-экономические отношения, образуется определенный социально-экономический "порядок", который регулирует и координирует их. Поэтому для цивилизованной страны, для нормального гражданского сотрудничества первым императивом является изучение не законов "экономики" вообще, и тем более не классовых законов "политической экономии" (то буржуазной, или пролетарской), а именно законов цивилизованного гражданского сотрудничества, законов, закономерностей и процессов мира "социальной экономики".
Сегодня в нашей стране в огромных муках рождается гражданское общество. Среди многочисленных наших бед и невзгод - продовольственных, энергетических, жилых, бытовых и других - не важнейшим, таким, что мешает выходу страны из положения, является дефицит гражданского сознания, гражданского мироощущения и общей гражданской культуры. Наша сегодняшняя "гражданская отчужденность" не в последнюю очередь объясняется элементарной гражданской (прежде всего социально-экономической) необразованностью - неумением отстоять свои элементарные права как покупателя товаров и услуг, как продавца собственной рабочей силы, как получателя заработной платы за свой труд, как личности в отношениях с государством, ее многочисленными органами и институциями.
"Социальная экономика" изучает законы и закономерности "гражданского сотрудничества", достижение "социального консенсуса", поиска "социального компромисса" с целью создания "всеобщего благосостояния" в нашем сложном и противоречивом мире. Путем длительной, очень непростой социально-экономической эволюции человечество производило различные социально-экономические "порядки", которые в тот или иной способ помогали ему выжить, избегать наиболее опасных форм протистояння.
Чем была обусловлена необходимость во втором издании? Наиболее общий ответ: "Теоретическим и методологическим вакуумом, который образовался в странах" постсоциалистического пространства "в т. н." Перестроечные годы ", и чисто практическими задачами перехода к принципиально новому социально-экономического устрою.
Наша недавняя история (Украина так же , как и остальных "постсоциалистических стран") характеризовалась переходом от "командно-административной системы" (КАС), к системе, которую в течение довольно длительного переходного периода (конец 80-х-90-е годы XX века) вообще не могли однозначно идентифицировать. Первые "перестроечные годы" этой истории проходили под лозунгами "рынка", "рыночной экономики", "свободной рыночной экономики" (якобы должен заменить надоевшую КАС). Вскоре выяснилось, что стран с такими экзотическими "экономиками" нигде в мире не существует и не может существовать в принципи.
Начались "лихорадочные" поиски приемлемой теоретической модели нового социально-экономического уклада. Новыми лозунгами "перестроечного периода" стало скорейшее создание "социального государства" (они даже вошли как основополагающая цель к новым Конституции "постсоциалистических стран "). В этом смысле уместно напомнить, что вся история бурного XX-го века была историей создания" национальных социальных государств ". их строили и Гитлер, и Сталин, и Муссолини. и национал-социалисты, и социал-демократы разных гатункив.Module . Однако, послевоенное возрождение бывших фашистских государств происходило уже на принципиально иной основе, которое в теоретических конструкциях австро-германских и англо-скандинавских школ носило название "социальной экономики" (в немецком варианте, - в основном, "социальное рыночное хозяйство").
Эта, в высшей степени, абстрактная конструкция, на самом деле, вмещала гораздо шире понятия. Выяснилось, что в основе этой конструкции, действительно, находится "рыночная экономика", но без своей "социальной" составляющей - такая экономика вообще не имеет права на существование.
Поэтому конструкция приобрела название "социально-ориентированная рыночная экономика". Со временем к теоретической конструкции были введены еще одну методологическую основу. Вопреки многочисленным утверждениям многочисленных сторонников ничем не ограниченной "свободной рыночной экономики", жизнь и практический опыт наиболее успешных стран "послевоенной перестройки "(вторая половина XX века), - неотразимо доказали, что" социально-ориентированная рыночная экономика "должна быть еще и" государственно-регулируемой ". Так возникла наиболее общая теоретическая конструкция, которую можно схематически обозначить как" социально-ориентированная, государственно-регулируемая социальная экономика ". Эта, в высшей степени, абстрактная теоретическая схема начала успешно претворяться в жизнь и практику разных стран мира (" немецкое экономическое чудо ", успешные послевоенные" перестройки "Англии, Франции, Австрии, Скандинавских стран). Позже выяснилось, что конкретных воплощений этой абстрактной теоретической схемы существует ровно. столько, сколько стран ее застосовують.
Именно с этим фактом, связана необходимость тщательного изучения науки под названием "социальная экономика" и практики хозяйствования на ее засадах.
Сегодня подавляющее большинство экономистов, социологов, политологов, философов разделяют теоретико-методологические ценности этой нужной и актуальной области знаний. Одновременно можно только удивляться почти полном отсутствии как научной, так и учебной литературы по названной дисциплини.
Поэтому вторая группа причин, побудившей меня ко второму изданию "Социальной экономики" связана целиком и полностью с чисто практическими и учебными потребностями в этом виданни.
Первое издание книги, вышедшей в 1997 г. тиражом в 3 тыс. экземпляров, разошлось удивление быстро. Автор не заблуждения относительно "неотразимости" того издания. В подзаголовке оно имело отметку "популярный курс", а в предисловии к первому изданию было четко обозначено "главную цель" - привлечь внимание читателя к принципиально новому для нас понятие "социальная экономика".
Этой цели автор достиг , книга была хорошо воспринята, она нашла своего читателя, но впереди была еще большая работа по популяризации как самой науки так и учебного курса "социальной экономики" 1. Мне пришлось делать отдельные попытки в отстаивании позиций этой нужной области знаний и они не пропали даром. Высшая аттестационная комиссия (ВАК Украины) ввела "социальную экономику" в перечень специальностей научных работников, а Министерство образования и науки после нескольких неприятие все же сделало "социальную экономику" нормативной дисциплиной в высших учебных заведениях краини.2 Правда, содержательное наполнение этой учебной дисциплины еще далеко от совершенства. Очень скоро выяснилось, что не только понимания отдельных категорий и понятий, но и понимание такой широко известной во всем цивилизованном мире науки как "социальная экономика" - принципиально различается у разных авторив.
Отечественных или русскоязычных учебников по названной дисциплины и до сих пор нет, а считанные единичные издания, сколько-нибудь могли быть использованы на самом деле очень далеки от предмета нашего рассмотрения. Автор чрезвычайно обрадовался, когда натолкнулся на книгу своего спиввитчизника
В. Д. Лагутина "Человек и экономика: социоэкономики" и был несколько разочарован, когда ознакомился с ее содержанием. Еще больше расстроила "Социальная экономика" Г. Э.. Слезингер. Указанная книга просто не соответствует своей назви.
Как отмечено, крайняя необходимость и назрилисть второго издания связана прежде всего с практическим отсутствием не только учебно-методической, но и дефицитом научной литературы по названной дисциплини.
Несколько научно-методических изданий последнего времени никоим образом не исправляют положение. Правда, на пересечении веков вышло несколько работ отечественных ученых - О. Г. Белорус, В . Г. Бодров, П. М. Леоненко, С. В. Сиденко, А. С. Филипенко и русскоязычных - В. И. Марцинкевич, И. В. Соболева и инши.
Чрезвычайно интересный и добротный научный материал по проблематике " социальной экономики "содержится в коллективных монографиях ученых ИМЭМО НАНУ (Глобальные трансформации и стратегии развития / руководитель авт. коллектива О. Г. Белорус, Киев, 1998 г.; Глобализация и безопасность развития / руководитель авторского коллектива О. Г. Белорус, Киев, 2001 г; цивилизационный модели современности / под ред. акад. Ю. Н. Пахомова, Киев, Наукова думка, 2002 г.), Ю. В. Павленко "История Всемирной цивилизации", К., 2002., т. / .
К этому перечню следует добавить работы с "экономической социологии" (не путать с "социальной экономикой"). Социологи-экономисты, или экономические социологи, возглавляемые всемирно известной акад. Т. И. Заславской, сделали немалый вклад и в "социальную экономику" тоже. труды ученых родственных дисциплин, безусловно, помогают, но не решают указанных теоретических и сугубо практических завдань.
Вышеупомянутое и дает основания автору предлагать читателю второе издание ранее выданной работы. Автор существенно расширил и углубил содержание первого издания, а также адаптировал его к нашей практики. время он даже нисколько не заблуждается относительно "совершенства" или "завершенности" своей работы. Он хорошо осознает, сколько пробелов осталось незаповненими.
Издание носило подзаголовок "популярный курс" и ставило задачу в сжатой форме изложить основы науки под названием "социальная экономика". Во втором издании автор имел возможность более подробно остановиться на некоторых, особенно дискуссионных проблемах. Именно с этим связано и введение совершенно новых разделов и существенный пересмотр глав, параграфов и пидпунктив.
По жанру предлагаемая вниманию читателя книга является научно-методическим изданием, т.е. построена как пидручник.
В "Вступлении" рассматривается предмет науки и курса "социальной экономики", автор знакомит читателя с основными категориями и поняттями.
Только приведена дискуссионность и расхождение во взглядах различных авторов относительно самого предмета рассмотрения заставила автора ввести часть первую, целиком посвященную теоретико-методологическим истокам "социальной экономики" как науки. С этим же связан и существенный пересмотр материала части второй. В ней автор двигался от наиболее общих понятий - взаимодействия вселенной, человека и общества - к более конкретных форм и типов социально-экономической организации и в современных разновидностей "социально-экономических порядков". Отдельное вес было уделено взаимодействию трех ведущих сил социума - работников, предпринимателей, держави.
Принципиально по-иному изложен материал части третьей - целиком посвященной рассмотрению моделей национальных и региональных "социальных экономик" и конкретным особенностям их действия в разных краинах.
Рассмотрение теории и практики построения "социальных экономик" в успешных странах, в частности Германии, позволил сосредоточить внимание читателя на проблемах, приоритетах и задачах развития социально-ориентированной экономики в Украине. Такова логика книги.
ПРЕДМЕТ " СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ" КАК НАУКИ