3. "Левое крыло" либерализма ( Фрайбургский школа)

а) общая характеристика "фрайбурзькой школы"
В отличие от только что рассмотренных взглядов "ультра" - или крайне "правых либералов", т.е. "правого фланга или крыла" либерализма, представленного Мизес и Хайеком, сторонников "левого крыла", которые сгруппировались в Фрайбурге вокруг одного из ведущих основателей этой школы Вальтера Ойкена (преподавал в университете этого города с 1927 г.) называли "Фрайбурге-кой школой". его идеи со временем развивали такие выдающиеся ученые как В.Репке, А.Рюстов, А.Мюллер-Армак, Л. Эрхард, Х.Раш, Ф.Бем и инши.
Главная линия размежевания "правых" и "левых" проходила во взглядах на роль государства во всей совокупности общественно-политических и экономических процессов. Представители т.н. "Левого крыла" придерживались существенно более умеренных взглядов на проблему государственного вмешательства. Как и любые либералы, они, безусловно, выступали против прямого вмешательства государства в социально-экономические процессы, но влияние государства на распределение и перераспределение не только допускал, но и здоровался. Целью этого вмешательство, предоставление "спонтанной рыночной экономике" большей социальной ориентованости.
Социально-экономическое содержание "фрайбурзькой школы" составляет "ордолиберальне учения". Если "крайне - правых" либералов понятия "конкуренция" и "порядок" имеют или не противоположный смысл, то для представителей "левого крыла", в частности "фрайбурзькой школы" эти понятия имеют нейтральный смысл: может быть "тоталитарный порядок", а может быть и "конкурентный порядок". Немецкий социально-экономическая и политическая мысль с ее традиционным педантизмом и пунктуальностью всегда считала установление "порядка" основной задачей государства. Представители австро-немецкой мысли всегда старались соединить в своих поисках такие противоречивые концепции как "порядок конкуренции" и "социально ориентированное хозяйствования". На смену безоговорочному экономическом "либерализма" пришли многочисленные разновидности т.н. "Ордолиберализму" (упорядоченного либерализма), которые были подробно представлены в работах представителей "фрайбурзькой школы". *
По их мнению, государство должно гарантировать общие условия для развития рыночного хозяйства, обеспечивать и поддерживать "конкурентный порядок". А по мере необходимости на государство возлагается задача выравнивать негативные последствия действие рыночного механизма по социальным критериям. Содержание "ордолиберального учения" сводится к тому, что "государство по существу ограничивается формированием экономического строя, тогда как само по себе регулирование и ход хозяйственного процесса происходит спонтанно", - отмечает историк экономической мысли Х.Шахтшабель.
Итак, "ордолиберализм" представляет собой направление социально-экономической мысли, по которой должен быть установлен хозяйственный и социальный "порядок", сочетает свободу конкуренции и предпринимательства с государственным установлением рыночных условий, способствующих этой свободе. "Фрайбургский императив" неолибералов провозглашал: "Государственное планирование хозяйственных форм - да, государственное планирование и регулирование хозяйственного процесса - нет". "Ордолибералы" выделяли два основных направления государственной экономической политики - формирование хозяйственного строя (Ordungspolitik) и влияние на процесс воспроизводства (Ablaufspolitik). Содержание первого направления составляет государственное регулирование таких явлений как монополия и конкуренция, соотношение частной и государственной собственности, прямых и косвенных форм вмешательства в экономику, установление правовых норм хозяйствования. Ко второму - относится весь комплекс государственных мер, регулирующих экономический рост. Все формы государственного вмешательства в экономику назывались "политики благоустройства" или "политики хозяйственного порядка" (Ordnungspolitic). Центральное место в концепции ор-долибералив отводилось созданию "функционально способной системы цен совершенной конкуренции", которую, по их мнению, "надо сделать важным критерием каждого мероприятия государственной политики". Конкуренция характеризовалась как основополагающий государственный институт, который надо постоянно оберегать от посягательств монополий.
Вся послевоенная (II половина XX в.) Экономическая, политическая и социальная история развитых стран представляет собой непрерывную борьбу между различными школами, течениями и теориями. Это были непрерывные дискуссии между кейнсианцами, и либералами (неолибералами) "правого и левого" флангов, "центристского монетаризма" и другими течениями социально-экономической мысли. Споры в основном велись вокруг границ т.н. "Глобального регулирования". Под ним понимали политику, которая сочетает традиционные мероприятия и государственное вмешательство в макроэкономические процессы, прежде рычагами кредитно-финансовой политики.
Более подробно идеи этой довольно противоречивой системы взглядов могут быть рассмотрены через представления конкретных представителей "левого крыла".
б) "Теория порядков" Вальтер Ойкен (1891-1950 pp.)
В.Ойкену, выдающегося немецкого ученого - экономиста, философа, социального мыслителя - по праву считают главой "Фрайбургского кружка" или "школы", как было обозначено выше. С его именем связывают создание фундаментальной "теории порядков", которая позволила ученому обосновать социально-экономический уклад будущего общества, построенного на принципах свободы и достойного человека экономического, социального и морального благосостояния. Неоценимую роль творческое наследие этого выдающегося ученого произвела на дальнейшее развитие Германии, особенно для ее послевоенного возрождения и практического воплощения в жизнь теории "социального рыночного хозяйства" (хотя сам термин принадлежит не ему).
Главным трудом Ойкена считают "Основание национальной экономии", которая впервые вышла в 1940 г. и получила 9 переизданий. Уже после его смерти / 1952 p. / Выходит работа "Основные принципы экономической политики", в которой сформулированы большинство положений организации "социального рыночного хозяйства"
Логика и методология. В казну социально-экономической науки имя Ойкена вошло благодаря анализу социально-экономических укладов, названных "порядками". Центральная категория всей конструкции Ойкена - теория "хозяйственного порядка", который бы гарантировал человеку права, свободы, достоинство в обществе, свободном от тоталитаризма. Итак, "хозяйственный порядок" - это не только социально-экономическая конструкция, но особое мировоззрение, особая идеология свободного и ответственного поведения человека, признающего законы и правила, обусловленные реальным життям.
По логике Ойкена, в основе различных социально-экономических систем лежит ограниченное количество т.н. "Чистых форм". Все их разнообразие можно свести к двум "идеальных типов" - "центрально-управляемого хозяйства" и "вильногоринкового (конкурентного) хозяйства". В основе разграничения названных типов лежат способы управления хозяйственным процессом, формы координации деятельности отдельных хозяйственных единиц. "Рыночное хозяйство" управляется рынком, это - хозяйствования на основе обмена ("меновая экономика"), а центрально-управляемое исключает "свободный рыночный обмен", управляется центральным управляющим органом.
В центрально-управляемых хозяйствах все хозяйственные связи между экономическими субъектами подменяются административными вертикальными связями центра с предприятиями. Формы такого централизованно управляемого хозяйства могут быть разными: они имели место в древнем мире, а в новейшие времена - в странах "социализма", в частности в СССР, а также в фашистской Германии накануне II мировой войны. Ойкен считал, что "сверхцентрализация" противоречит самой природе экономики, и это, в конце концов, приводит к ее руйнации.
Свободное рыночное хозяйство, построенное на основе конкуренции и частной собственности, является естественной основой "социально-экономического порядка". Принцип, "экономической свободы" - основополагающий: потребителю предоставляет право свободного выбора благ, производителю - право свободного выбора своей деятельности. Решающий фактор социально-экономического развития - это потребности, которые свободно формируются и требуют немедленной реакции со стороны производителей. Последние должны быть заинтересованы в том, чтобы удовлетворять любые потребности потребителя. Такая заинтересованность создается получаемым доходом и свободным им распоряжением. Именно это обеспечивает предпринимательскую инициативу, социальный и экономический прогресс и постоянное обновление равновесия на основе действия конкурентных сил. Именно конкуренция решает проблему определения необходимых объемов производства, структуры и уровня цен на все производимые блага.
Вместе Ойкен более умеренно относится к абсолютизации принципа свободы, может привести к анархии, над-монополизации, социальных потрясений. Поэтому много усилий он приложил для объединения этих противоречивых принципов - "конкуренции" и "социализации". Рациональный хозяйственный строй он определяет как оптимальную комбинацию обоих типов хозяйства. По его мнению, решение проблемы оптимального сочетания форм двух "идеальных типов" должен взять на себя держава.
В целом методология Ойкена близка к "неоклассической традиции", но в отличие от "неоклассиков", он всегда подчеркивал, что не только центрально-управляемое хозяйство, но и децентрализованная рыночная экономика возникает не стихийно, а формируется сознательно государством. Это не означает развития по установленным сверху планами: "конкурентный порядок" формируется под влиянием внутренних потенций. Искусство экономической и социальной политики заключается в том, чтобы способствовать развитию наиболее рациональных, таких соответствующие конкретным условиям и потребностям, "порядков".
В работе "Основные принципы экономической политики" Ойкен формулирует "политику порядков", суть которой заключается в создании условий для развития страны: формирование конкурентной среды, ограничения экономической власти монополистических группировок, интеграция в мировое хозяйство, антициклические мероприятия, проведения активной денежной политики, сохранение институтов частной власности.
"Теория порядков" В.Ойкену развила идеи немецкого либерализма, заложила основы и стала методологической основой "социального рыночного хозяйства", воплощенного в жизнь в послевоенной Германии. Эти методологические подходы активно разрабатывались его многочисленными сторонниками и послидовниками.
в) Суть "социального рыночного хозяйства" (А.Мюллер-Армак, В. Репке, А. Рюстов)
В контексте развития "левого крыла" неолиберальной теории нельзя обойти имя А.Мюллер-Армака (соратника и продолжателя идей В.Ойкена), который исторически первым сформулировал идею "социальной рыночной экономики". Именно в его работе "Регулирование экономики и рыночное хозяйство" впервые / 1947 p. / Появился термин "социальнеринкове хозяйство", под чем автор понимал социально-экономическую систему в рамках которой "принцип свободы рынка сочетается с принципом социальной компенсации". Само название его работы указывает на то, что он уже полностью разделяет идеи государственного регулирования экономики, т.е. проведение социально-экономической политики, которая должна быть направлена на сохранение конкуренции и выравнивания социального неравенства государственными мерами. Мюллер-Армак указывает, что под социально-рыночным хозяйством он понимает не внедрение "спонтанного порядка", то есть абсолютизацию рыночных отношений, а целенаправленный сознательный "синтез", когда достижение рыночной экономики со всеми ее преимуществами становятся достоянием всех членов общества. Непременными составляющими "социального рыночного хозяйства" Мюллер-Армак считал сочетание двух ведущих сил - конкурентной рыночной экономики на основе частной собственности и государства, с помощью присущих ей механизмов влияет на распределение и перераспределение национального дохода с целью обеспечения социальной справедливости.
Идеи "социально-ориентированного рыночного хозяйства" еще с 20-х годов поддерживали австро-немецкие экономисты В.Репке и О.Рюстов. Осознавая невозможность автоматического (спонтанного) функционирования "свободного рыночного хозяйства", эти экономисты признавали нужным противопоставить анархии производства определенные меры государственного вмешательства, которые бы обеспечили синтез между "свободным" и "социально обязательным общественным строем". В таком строе роль государства, по их образному сравнению, напоминает роль футбольного арбитра, который строго наблюдает за действиями футбольных команд на поле согласно правилам, но сам непосредственного участия в игре не участвует. В.Репке и О.Рюстов пытались определить принципы сознательного построения общественного строя через сочетание традиций "классического либерализма", идей "естественного экономического порядка" и ведущей роли государства в решении социальных проблем. Иными словами, государство необходимо для поддержания условий существования «социального рыночного хозяйства", то есть соблюдение "правил" свободной конкуренции, "честной игры", контроля за условиями ценообразования. Она должна препятствовать попыткам установления монопольных цен, гарантировать охрану и приоритетное значение частной власности.
Теория "социального рыночного хозяйства" с самого начала и в последующих ее разработках базировалась на постулате противопоставление "рыночного порядка" всем видам "тоталитарного порядка", особенно основанным на общественной собственности на средства виробництва.
Практическое воплощение идей "ордолиберализму" в сочетании с концепцией "социального рыночного хозяйства" было осуществлено в послевоенной Германии проведением радикальных социально-экономических преобразований, позже получившие название "немецкого экономического чуда". Главным действующим лицом и "архитектором" этого "чуда" по праву считают Л.Ерхарда.
г) Людвиг Эрхард (1897 1977р.р.) - теоретик и практик "социального рыночного хозяйства"
Выдающийся экономист, общественный деятель, министр экономики ФРГ с 1949 по 1963 годы, вице-канцлер и канцлер с 1957 по 1967 pp Людвиг Эрхард вошел в историю как теоретик и практик "социального рыночного хозяйства"
Роль этой выдающейся личности XX века в возрождении послевоенной Германии и его влияния на судьбы других народов мира трудно переоценить. Его основной и фундаментальное произведение "Благосостояние для всех" многократно переиздавался практически всеми ведущими языками свиту.
Поскольку значение этого всемирно известного ученого и общественного деятеля состояла в сочетании теории и практики, мы вернемся к личности Л. Эрхарда в заключительном разделе книги.
2. "Правое крыло " либерализма - концепция "социальной экономики" ЧАСТЬ II. МИР СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ " ПОРЯДКИ "