1. Главные актеры гражданского общества
Одной из центральных проблем социальных рыночных обществ является вопрос о движущих силах, логику самодвижения этих обществ. Где следует искать внутренние пружины, определяющие эволюцию социально-экономических организаций?Исследователи этой проблемы опирались на две взаимосвязанные концепции: т.н. "Теорию регулирования" и теорию "социальных структур аккумуляции".
Согласно первой концепции, экономические, социальные и политические процессы сейчас невозможны без соответствующего контроля в форме государственных учреждений и институтов, выработка законов и актов установления иерархии (субординации) отношений. С этой точки зрения в основе социально-экономической эволюции лежит изменение различных средств регулирования, которым соответствуют в определенных исторических пределах определенных социально-политико-экономические режими.
Согласно второй концепции, современная западная цивилизация прошла в своем развитии ряд стадий - эпоху "свободной конкуренции", монополистическую стадию, период "корпоративного" капитализма. Каждая из этих стадий отличалась особым способом накопления и распределения капитала происходило по особым законам. Когда этот способ "социальной аккумуляции" становится неадекватным имеющимся социально-экономическим и политическим учреждениям, общество попадает в период кризиса, выход из которого надо искать в новых социально-экономических и политических формах.
Со временем исследователи названной проблемы пришли к согласию относительно того, что в современном гражданском обществе действуют три ведущие движущие силы - организованный рабочее движение в виде профессиональных союзов, организованный капитал в форме предпринимательских организаций (ассоциаций) и государство, представлена своими органами и институтами власти. Для того, чтобы связь между этими разнородными элементами единого общественного организма был оптимальным, необходимы такие регуляторы, как система коллективных трудовых соглашений между трудом и капиталом. Для того, чтобы смягчить социальное напряжение в обществе необходимые программы помощи малообеспеченным, системы пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, системы подготовки и переподготовки кадрив.
Наиболее концентрированное выражение такой подход нашел в т.н. "Государству всеобщего благосостояния". Основа всей системы "всеобщего благосостояния" состоит в достижении социального компромисса (в отличие от марксистской традиции, в основу своей идеологии возлагает идею обострения классовой борьбы и противоречий).
С именем Форда, одного из крупнейших и самых предпринимателей нынешнего века, связывают т.н. "Фордизм", как теорию рациональной организации массового индустриального производства. При этом как-то без внимания остается такая ведущая составляющая всей концепции "фордизму", как теория "социального согласия" и "социального контроля". Массовое производство для массового потребления - так можно сформулировать лозунг и основную идею этого выдающегося американского предпринимателя. Один из исследователей "фордизма" В.Ландман писал, что в плане политическом "фордизм" означал компромисс между главными социальными силами, в плане экономическом он базировался на тесной взаимосвязи роста производительности труда с ростом заработной платы. * В определенном смысле "фордизм" представлял собой смесь идей социал-демократии и кейнсианства. Его главной идеей была вера в то, что на основе "социального партнерства" можно добиться высокой производительности труда массового производства дешевой продукции, доступной широким кругам трудящихся, позволит обеспечить "общий" благосостояние "и дальнейший экономический рост. Итак, в развитых странах мира в социальной экономике действуют три главные движущие силы - трудящиеся, представленные работниками самых различных профессий, предприниматели - представлены самыми разнообразными формами "бизнеса" в самых различных сферах человеческой деятельности, и государство представлено своими органами и исполнительными структурами. Мы не можем подробно характеризовать все разнообразие и разнообразие названных здесь и неназванных представителей и институтов. Ограничимся лишь рассмотрением социально-экономической сути тех представничих образований, которые выражают эти главные 'движущие силы современного общества. В нынешних условиях интересы трудящихся представлено достаточно разветвленной системой профсоюзов, предприниматели различных сфер деятельности образовали свои профессиональные организации, а государство отправляет свои функции через многочисленные правительственные организации и учреждения, главное назначение которых выступать своего рода "арбитром" в сложных отношениях между трудом и капиталом.
Глава XI. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ СОВРЕМЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА | 2. Профсоюзная система в социальной экономике |