2. Особенности национальной социальной экономики

Когда анализируют "рациональные" и "эффективные" социально-экономические системы, то применяют преимущественно один из трех распространенных методологических пидходив.
Согласно первым подходом - путь к "успеха" пролегает через реализацию вечных и универсальных принципов рыночной организации общества, независимо от разницы в культуре и обычаях народу.
Сторонники другого подхода, наоборот, выделяют народ, этнос, его традиции, привычки и менталитет как определяющий фактор любой хозяйственной системы, без чего ни о каком "успех" и речи не может бути.
Третий подход условно можно назвать "эволюционным". Согласно этому, любая хозяйственная система и общество в целом, постоянно меняются под влиянием различных условий-природных, экономических, исторических, психологических. Соответственно меняется и экономическое поведение людей, их социальные и другие ценности, стимулы к труду. По этим подходом, решающей силой, которая формирует социальную экономику и общество в целом, динамика культурной среды в широком розуминни.
Так какой же подход следует считать правильным? Дело в том, что при рассмотрении конкретной национальной социально-экономической системы необходимо учитывать все три подхода. Рыночная экономика, а тем более социальная рыночная экономика, всегда по-своему вписывается (или не вписывается) в быт, привычки и традиции того или иного народа. Отдельный человек, а тем более целый народ, не могут быть органично включены в систему, что противоречит его природе и его морали: они взаимно отторгать друг друга. Каждый народ имеет свои исторические традиции, национальные особенности, свою специфику социально-экономического устройства. Поэтому первый и главный принцип жизнестойкости любой социально-экономической системы - ее соответствие природным основам человеческой психологии и вековым традициям данного этноса. *
Этносы возникают, развиваются и со временем разрушаются. По утверждению Л.М.Гумильова, средний срок жизни этноса полторы тысячи лет. Если согласиться с этим утверждением, то Киевская Русь, и Украина, как ее наследник, имеющий "этнический возраст" подобный старых этносов стран Западной Европы, а этнос России начал формироваться значительно позже. По этноса Соединенных Штатов - он еще совсем молодой. Т.н. "Цивилизованные" страны Западной Европы называют "христианским миром". Его возникновение относят к IX в.
Трипольская культура - одна из древнейших известных человечеству цивилизаций. Возникла она на берегах Днепра, начиная с IV - III тысячелетий до н. есть., то есть раньше египетской и шумерской культур. Считают, что это была первая "крестьянская цивилизация", которая позволила создать избыток продукта общественного труда, и привело к развитию человеческой цивилизации в цилому.
Истоки трипольской культуры прослеживаются в истории многих народов, но ее географический ареал позволяет утверждать, что украинский народ является прямым ее потомком. По признанию ЮНЕСКО, именно украинский народ обогатил человечество культурой земледелия, а "крестьянская цивилизация", как известно, определила дальнейшее развитие человечества. Именно она дала толчок развитию городов, письменности, религиозного мировоззрения, дальнейших культурных достижений и ценностей человечества. Считают, что трипольская культура лежит в основе и пронизывает украинскую национальную идею. Неразрывная связь с землей и чувство социальной справедливости, стремление к независимости и свободного развития пронизывают тысячелетнюю украинскую ментальность и формируют национальную украинскую мрию.
Экономисты в основном пишут о физические и умственные способности, которые якобы напрямую связаны с "рациональными" экономическими интересами. К большому сожалению, реальное поведение людей (а не "рациональных индивидов") не соответствует этой упрощенной схеме. Между способностями и "рациональными интересами" стоит целый мир инстинктов, моральных норм и традиций, которые и создают основу природно-исторической сущности людини.
Хозяйственный механизм, который построен по всем правилам научной логики - ориентированный на максимум общественного благосостояния, но такой, что угнетает индивидуальную свободу - обречен на неэффективность и дезинтеграцию.
И наоборот, система, предоставляет пространство инстинктам, свободе, творчестве и соревнованию, в конце концов, несмотря на все расходы и преграды, окажется более эффективной и жизнеспособной. В западных странах традиционно большое внимание уделяют правам собственности. Вопрос о том, как распределяется собственность среди отдельных лиц, корпораций, кооперативов, в государственном секторе имеет существенное значение. Но еще более важно то, как именно эти права регулируются обществом: что может, а чего не может делать владелец, каковы его обязанности.
Говоря об особенностях "социальных экономик" разных стран, экономисты и социологи выделяют их определяющие черты для отдельных стран и регионив.
Так, особенностью "скандинавской" социально-экономической модели традиционно считается высокий удельный вес государственного сектора, наличие мощных финансовых групп и развит кооперативное движение, высокая квалификация рабочей силы. Т.н. "Скандинавская модель" традиционно отмечалась социальной направленностью экономической политики - предоставлением приоритета в достижении полной занятости, улучшении условий труда, в создании развитых систем социального благосостояния, охране окружающей среды. В скандинавских странах социально-экономические структуры всегда приспосабливали к быстро изменяющимся условиям мирохозяйственной развития. Это сказывалось на сдвиги в хозяйственной структуре и приоритетах экономической политики.
Этнические традиции разных стран предоставляют в распоряжение хозяйственной системы все разнообразие выработанных историей навыков поведения. Так, в США в регулировании хозяйственной системы ключевую роль традиционно играют юристы. их количество на тысячу жителей в несколько раз превышает аналогичные показатели по странам Западной Европы. Во Франции, напротив, роль судопроизводства в хозяйственной системе менее заметна, но гораздо отчетливее роль чиновника. Исторические условия развития этой страны, культура и навыки народа традиционно предпочитали административному контролю, централизма, бюрократии. Поэтому французский чиновник всегда пользовался авторитетом и впливом.
В Японии относительное количество чиновников втрое меньше страны Западной Европы. Однако в Японии чрезвычайно велика роль правительственного и корпоративного регулирования. В этой стране чрезвычайно высокий дух "клановой организованности", когда отношения строятся на личном авторитете, связях, влиянии, взаимопомощи. Япония представляет собой невиданный симбиоз рыночной конкуренции, частного хозяйствования и рационализма с коллективной дисциплиной, самоограничением, кооперации, взаемодопомогою.
Русские традиции в хозяйствовании протяжении веков определялись двумя моментами - традициями "государственности" и традициями "общинности". Вся русская история - удельно-княжеская, крепостническая, рыночно-капиталистическая - проникнута этими традициями. Отсюда - централизованное регулирование всего хозяйственной жизни и требования т.н. "Социальных гарантий". Октябрь 1917 не отменил этих традиций, а лишь довел их до крайности, до абсурда. Теперь, чтобы оторвать многомиллионные массы людей от государственного содержания, от бюджета, нужно сломать психологический стереотип поведения народа. Поэтому реформа должна решать достаточно сложное и парадоксальное задача - создавать новый хозяйственный механизм, который отчасти отрицает традиционные национальные черты поведения народу.
Относительно Украины, то ее уникальное геополитическое положение между Востоком и классическим Западом определило особенности национального менталитета и в значительной мере сказалось на его трагической истории. Украинская национальная идея всегда была связана с синтезом национального и социально-демократического освобождения. Постоянные попытки Украине избежать "объятий" Речи Посполитой с ее явно выраженным утилитарным индивидуализмом и диктата Российской Империи с крайностями ее "государственности" заставляли искать новые формы сосуществования человека и суспильства.
Говоря о чисто "украинского социально-экономическую модель", можно сказать, исторически и традиционно, даже подсознательно, она старалась избегать крайностей как директивной государственности, так и безграничного либерализма. Исторически сложилось так, что эта социально-экономическая модель была реализована в других европейских странах, но генетически украинской "национальная идея" всегда была ориентирована на цивилизованные формы социального бытия с его максимальным сочетанием общегосударственного и личного интересов. Можно утверждать, что украинская национальная идея во многом опередила свое время, но ей не суждено было воплотиться в реальную практику, в жизнь. Народам, которые проживали на территории Украины, судились страшные человеческие и материальные потери протяжении многих веков, в частности в XX веке с его бесконечными экономическими, политическими и духовными проблемами. Это сказалось на национальном менталитете и таких чертах национального характера, как благоразумие, природная осторожность, умеренность, отсутствие "легкомыслия", частнособственническая мотивация и традиции взаимопомощи, чувства "общества". Не просматриваются здесь параллели с японским менталитетом?
Таким образом, можно констатировать, что украинская национальная идея неразрывно связана с исторической судьбой человечества, с его социальными и экономическими проблемами.
1. "Историческая школа" - методологическая основа изучения "национальных систем" 3. Инфраструктура социально-экономической системы