3. Инфраструктура социально-экономической системы

Выше отмечалось, что экономика "свободного рынка" в принципе способна обеспечить своих граждан определенными товарами и услугами. В той мере, в которой рыночный механизм не обеспечивает население определенными видами благ, а именно "общественными благами", их производство и должный ассортимент должно заботиться государство. Общественные блага с помощью других факторов производства создаются в сфере инфраструктури.
К списку отраслей инфраструктуры относят транспорт, энергетику, образование, научные учреждения, здравоохранение, гидротехнические сооружения, водное хозяйство, спортивные и культурные сооружения, правительственные установи.
В национальной экономике любой страны существует разделение на две непересекающиеся группы отраслей - базовые отрасли материального производства и отрасли инфраструктуры. В "базовых" относят отрасли промышленности, сельского хозяйства, строительства. Кроме названных, остальные отрасли материального производства, не создают продукт в натурально-вещественной форме, а также отрасли непроизводственной сферы, относят к инфраструктуре. Отсюда инфраструктуру определяют еще как совокупность отраслей, функционирование которых направлено на удовлетворение всего комплекса потребностей в послугах.
Когда речь идет о "инфраструктуру", то возможен ее рассмотрение на национальном (народногосподарчому), региональном и единичном (микроэкономическом) уровнях. При народногосподарчому подходе функциональное назначение этого огромного и ведущего сектора экономики - создание условий для развития базовых отраслей и обеспечения жизнедеятельности населения. Для всей экономики - это капитальные сооружения общенационального назначения, использование которых гражданами и фирмами обеспечивает государство (железные дороги, автомагистрали, мосты, городские системы водоснабжения, аэропорты). В структуре хозяйства любого региона в связи с его спецификой может быть выделено и региональную инфраструктуру. Наконец, для отдельной фирмы могут быть выделены службы и сооружения необходимые ей для производственной деятельности. Создание их собственными силами обошлось бы ей слишком дорого, а потому обеспечивается государством или другими фирмами (водоснабжение, электроснабжение, перевозка груза, вывоз производственных отходов, научно-исследовательские и проектные работы, финансовое и банковское обслуживание).
Экономическая категория "инфраструктура" выражает производственные отношения по поводу производства, предоставления и потребления послуг.
С помощью материального капитала инфраструктуры (упоминавшиеся железные дороги, автомагистрали, спортивные и культурные сооружения, материально-вещественное оборудование больниц, образовательных учреждений, научных) осуществляется "выпуск" продукции этого огромного сектора национальной экономики. Услуги инфраструктуры могут представлять собой промежуточный продукт для производства частных благ и услуг, конечную продукцию, или неречови блага (образование, наука, здравоохранение).
В зависимости от того, как именно используются услуги, предоставляемые инфраструктурой, ее подразделяют на которые могут быть использованы продуктивно (предприятиями в производственных целях), либо для потребительских целей (домашние хозяйства). Поскольку многочисленные услуги трудно отнести к тому или иному виду, вопрос о разделении инфраструктуры является дискусийним.
Долгое время в науке господствовал ее разделение на производственную и социальную инфраструктуры. Позже весь комплекс этого сектора экономики были разделены на три группы отраслей: те, которые обслуживают процесс производства материальных и нематериальных благ, те, что удовлетворяют потребности государства, и те, которые удовлетворяют культурно-бытовые, социальные и личные потребности населения. В некоторых работах предлагается разделение инфраструктуры на производственную, социальную и институцийну.
В контексте изучения курса "Социальной экономики" особое значение приобретает та сфера инфраструктуры в целом, обслуживает население, то есть социальная инфраструктура.
Согласно тех функций (образование, здравоохранение, жилье, торговые или транспортные услуги), которые предоставляются отдельными отраслями социальной инфраструктуры, в ней могут быть выделены определенные функциональные блоки: образовательный (дошкольные учреждения - школьное образование - дальнейшее образование - наука); оздоровительный (здравоохранение - спорт - туризм - охрана окружающей среды); бытовой (жилищное хозяйство - коммунальное хозяйство - бытовое обслуживание) торговый (оптовая торговля - розничная торговля - общественное питание) коммуникативный (городские коммуникации - общественный транспорт - свя Связь - реклама - общественная информация). В связи с тем, что принципиально отличается характер услуг, предоставляемых населению, целесообразно разделить всю сферу социальной инфраструктуры на социально-бытовую (объединяет объекты, которые создают определенные материальные условия жизнедеятельности людей) и социально-культурную (совокупность об объектов, обеспечивающих предоставление духовных, т.е. неречових услуг).
Тогда в социально-бытовой инфраструктуры войдут следующие отрасли: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь (в части предоставления услуг населению).
К заведений и учреждений социально-культурной инфраструктуры войдут учреждения образования, культуры и искусства, учреждения здравоохранения, учреждения физической культуры и спорта, учреждения социальной забезпечення.
В каком-то смысле социальная инфраструктура по своему экономическому содержанию и назначению дублирует понятие сферы услуг и обслуживания. Одновременно к сфере услуг, кроме вещественных объектов, относят также и занятых здесь работников, тогда как социальная инфраструктура - это только те предприятия, учреждения и заведения, которые предоставляют населению разного рода услуги. Вполне понятно, что сам состав социальной инфраструктуры очень отличается в каждой конкретной стране: он очень зале-. жить от природных, национальных, культурологических, экологических и других условий развития каждой конкретной страны. Социальная сфера предлагает специфическую "продукцию" - образование, здоровье, культурные ценности и т.д. Долгое время считалось, что эта сфера самостоятельного механизма движения нет. Со временем, однако, положение кардинально изменилось. Постепенно социальная сфера становится на равную ногу с экономической, начинает преодолеваться неоправданное разграничение экономической и социальной сфер. Наконец появляется понятие "социальной эффективности", спивставиме с экономической. Единый подход к экономической и социальной эффективности открывает путь перевода социальной сферы на рельсы активного саморазвития. Становится возможным вычета общественных убытков от недоразвитости социальной сферы или неэффективного ее деяния. Примером могут быть потери от низкого качества базового образования, недостатков духовного или физического воспитания. их можно устранять дополнительными расходами на медицинское, физическое, культурное оздоровление, педагогические мероприятия, но все это материальных коштив.
Экономические и социальные убытки от т.н. "Неполученной" или "потерянной" выгоды, возникающие при любом неравномерном развитии. Это выражается во вполне конкретных стоимостных величинах. Общественные потери исчисляются количественным измерением, и есть, так сказать, "общим знаменателем" оценки социальных и экономических потребностей. Таким образом, экономическая оценка ущерба от недовольства объективных социальных потребностей - это ключевая категория ориентации хозяйства на эффективное и пропорциональное розвиток.
В период динамичного развития экономики духовная сфера растет такой степени, что ее приобретение для общества намного перекрываются относительно меньшей производительностью названных сфер.
Вообще, вопрос о производительности названных сфер до сих пор является дискуссионным. Последнее время резко возросла фондовооруженность многочисленных отраслей образования, сферы услуг, культурных учреждений. Значительная часть прироста "выработки" работников этих сфер не может быть отражена в общепринятых показателях эффективности, а для интеллектуального и творческого труда вообще нужны другие критерии измерения. Ведь при современных средствах информации работники искусства, науки, образования, культуры (речь идет об артистах, музыкантов, писателей, телевизионных шоу-менов, журналистов и т.п.), которые общаются одновременно с огромной массой населения, имеют наивысшую непосредственное производительность даже с учетом всех родственных расходов.
Сегодня все большее значение приобретают новые подходы к показателям оценок эффективности, включающие соотношение прироста и видозмины потребностей с дополнительными производственными возможностями, суммарное учета внутреннего и внешнего эффектов, взаимоотношения производителей и потребителей.
2. Особенности национальной социальной экономики 4. "Общественные блага" в социальной экономике