4. "Общественные блага" в социальной экономике

Для того, чтобы понять новое для нас понятие "общественных благ" надо вспомнить, что отдельный товар, предназначенный для индивидуального потребления, имеет ту существенную признак, что он делимым, то есть состоит из многочисленных мелких единиц, которые может приобрести каждый потребитель. На этот товар распространяется также принцип "исключения": тот, кто не может или не желает платить за товар, не получает от него никакой користи
или вигод.
Существует, однако, большая группа товаров и услуг коллективного пользования, то есть таких, в потреблении которых участвуют все граждане данного общества или большое их количество (скажем, жители определенного города, региона или поселка). Речь идет о т.н. "Общественные блага", отличительными чертами которых являются их "неделимость" и нераспространения на них принципа "исключения". Когда такой товар уже изготовлен, производитель не может лишить кого-либо возможности им пользоваться, даже тем, кто за это ничего не заплатил. "Общественное благо" национальной обороны, охраны общественного порядка, государственного управления, единой энергетической системы, национальной сети коммуникаций и таким другим пользуется каждый член данного общества. Есть в этом пользовании, безусловно, и определенный региональный или групповой аспект. Если, скажем, национальная оборона распространяется на все население страны, республиканский парламент обслуживает всех граждан республики, то местные органы власти уже предоставляют свои услуги преимущественно жителям данного района или региона, а городской водопровод поставляет воду в основном городском населенню.
Таким образом, главное назначение "общественных благ" - удовлетворять те потребности населения, которые не могут быть удовлетворены и предоставлены, так сказать, индивидуально. Здесь надо указать еще на одну особенность "общественного товара" по сравнению с "частным": он достается потребителям примерно поровну. Армия или полиция не может защищать одного или группу граждан в большей степени, чем инших.
Поскольку механизм рынка позволяет людям удовлетворять лишь те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос, предоставление населению общественных благ (товаров и услуг коллективного назначения) становится важной функцией государства в социальной економици.
По производству, воспроизведения и предоставления "общественных благ" в социальной экономике складывается ситуация, которая существенно отличается от традиционных экономических отношений на рыночных принципах. "Общественные блага" не могут продаваться на рынках, поскольку они имеют специфические свойства производственного характера и предложения, или же потребления и спроса на них. Понятно, что в реальной жизни вряд ли существует какое-то благо, которое имеет все эти особенности в совокупности, а поэтому граница между благами индивидуального и общественного пользования достаточно подвижна, а иногда едва помитна.
Понятие "общественного блага" довольно расплывчато. Поскольку потенциальные потребители получают от общественного товара, независимо от того, платил за него, или нет, трудно выявить их потребительские предпочтения и интенсивность использования блага. Так, почти невозможно подсчитать пределы интенсивности использования парка, в котором одновременно находится большое количество людей. Поскольку потребители добровольно не платят за пользование общественным благом, получается, что показателей рыночного спроса на такие блага или не существует, или они существенно занижены. Поэтому спрос на такие блага не создает дохода, достаточного, чтобы покрыть издержки производства, хотя коллективная выгода от этого блага может равняться соответствующим экономическим затратам или даже превышать их. В реальной жизни - жизни общества - предоставление "общественных благ" и их финансирование ложится на центральный и местный (региональный) бюджеты. Этим занимается специальный сектор в национальной экономике.
3. Инфраструктура социально-экономической системы 5. Социальный капитал нации