1. " Ордолиберальна концепция" и политико- идеологическая борьба
Выдающиеся австро-немецкие экономисты, социологи и юристы (Альфред Мюллер-Армак, Вильгельм Репке, Александр Рюстов, Вальтер Ойкен, Франц Бем и другие) стремились разработать концепцию "рыночной экономики", сопряженной с государством, задача которой были бы четко выраженными и одновременно обеспечивали бы свободу предприятий, фирм и споживачив.Они стремились разработать социально-экономическую концепцию, которая бы основывалась на идее свободы и ориентировалась на человека, действует самостоятельно и с чувством собственной ответственности. Творческие способности такого человека должны свободно развернуться в рамках права и порядка, устанавливаемыми держава.
Духовным центром этих идей стал университет в городе Фрайбург (где и возникла т. н. "Фрайбургский школа"), а сами члены "фрайбурзькой группы" называли себя "ордолибераламы" (по названию одной из их публикаций).
Сама концепция "социальной рыночной экономики" основана не только на либеральном идейном наследии "фрайбурзькой школы", но и во многом исходила из основ христианского социального учения. Духовные отцы "социальной рыночной экономики" в экономической жизни главное значение придавали четко определенной задачей государства и преимущественно личной заангажированности отдельного гражданина. Они отвергали широкое вмешательство государства в хозяйственную деятельность, опираясь на достижения экономической науки, а также на этические соображения. За тридцатых и сороковых годов XX в. со всей очевидностью оказалось, что система управления экономикой ее практиковали национал-социалисты и коммунисты, не только грубо презирала личную свободу человека в его решениях. и действиях, но и однозначно уступала рыночной экономике, которая основывалась на принципах конкурентной борьбы. Время "ордолибералы" высказывали и критическое отношение к беспорядочной и своевольной деятельности рынка. В отличие от некоторых классиков политической экономии они значительно большей степени считали необходимым существование эффективных законодательных рамочных условий и ограниченного государственного вмешательства - особенно это важно для обеспечения социальной сбалансированности. Таким образом возникла концепция "политического урегулирования", * которая соединяла личную свободу, экономическую эффективность и социальную заанганжованисть. Подобный подход составил, таким образом, концепцию, которая отрицала как "государственный дирижизм" (попытку регламентации государством экономики страны), так и злоупотребление экономической властью. "Ордолибералы" отвергали обе крайние позиции - "традиционного либерализма" с его игрой "разнообразных сил" и о государстве в роли "ночного сторожа". Не разделяли они и социалистическую концепцию "всесильной государства", которая ограничивает свободу громадян.
В основном новая концепция социально-экономического устройства, предложенная "ордолибераламы", опиралась на три опоры: во-первых, способно функционировать регулирования конкуренции, необходимой для динамичного развития хозяйства, во-вторых, регулирование национальной валюты, необходимое для обеспечения стабильности стоимости денег, а также, в-третьих, социальное регулирование, что гарантирует безопасность, сбалансированность и социальную справедливость. Если в будущем надо будет оказывать содействие инновационной деятельности и динамизма, если необходимо предотвратить непредсказуемое концентрации власти на рынках, то речь может идти только об одном средство обеспечения такого порядка: о конкурентную борьбу. Однако именно для того, чтобы конкурентная борьба получила возможность в полной мере достичь своего положительного экономического и социального влияния, ее необходимо постоянно защищать с помощью соответствующего правопорядка. В такой защите конкуренции и заключалось решающее задачи государства. Валютное регулирование, основанное на стабильности стоимости денег, должно было учесть опыт гиперинфляции в Германии 1923 -1924 лет. По этой причине нужно было создать независимый центральный банк, которому в законодательном порядке следовало поручить выполнение следующей задачи: предоставлять и отстаивать приоритетное значение обеспечению стабильности стоимости денег. Будущее социальное регулирование должно было заботиться о социальной сбалансированность и способствовать достижению большей социальной справедливости. Оно должно было обеспечить достойное человека существование тем гражданам, которые не имели возможности добиться в хозяйственной деятельности и поэтому-в конкурентной борьбе - лучших достижений. Регулирования конкурентной борьбы, валютном регулировании и социальное регулирование изначально понимались как единство. Такая "взаимная зависимость регулировок" (Вальтер Ойкен) требовала не только постоянно держать в поле зрения их функцию общественной интеграции, но и учитывать принцип совместимости с рыночными правилами всех действий держави.
Уже в первые дни после проведения валютно-денежной реформы (1948 г.) стрелки развития западногерманского хозяйства были переведены в направлении "социальной рыночной экономики". На место принудительного хозяйства, которое прибегало к рационирования и регламентаций и практически лишь управляло дефицитом, теперь пришли рынки на них цены определялись предложением и спросом, а ориентация при принятии производственных решений исходила из современного состояния рынка. Вмешательство государства теперь предусматривалось лишь там, где это обязательно объяснялось выше социальными или экономическими требованиями. Как потребители, так и производители очень быстро поняли, что теперь все снова зависит от их решений и достижений. Личный успех и национальный успех в масштабе народного хозяйства уже не зависели от государственных распоряжений или ордеров на получение рационованих товаров, а подавляющим степени зависели уже только от собственной инициативы и личной активности. Это создало возможность не только достижение определенного благосостояния и социальной безопасности, но и подъем их на существенно более высокий уровень. Людвиг Эрхард освободил экономику и общество от чрезмерной зарегламентированности и при этом продемонстрировал всем преимущества рыночной экономики. Благодаря этому он помог утверждению "социальной рыночной экономики".
В новой экономической политике Социал-демократическая партия Германии увидела подтверждение своих опасений относительно победы "жажды прибылей" над социальной ответственностью. Она в категоричний форме потребовала отставки Людвига Эрхарда. Переход от принуждения и рационирование к свободному экономического устройства действительности сделал второе полугодие 1948 года "одним из самых драматичных периодов в истории немецкой экономики" (Людвиг Эрхард). Возникла большая угроза того, что во время этого испытания на прочность новая система потеряет поддержку. После того, как были отпущены цены, спрос сначала превысил предложение товаров текущего производства или из складских запасов, следствием значительный рост цен. Политические противники Эрхарда использовали это как повод для того, чтобы активизировать борьбу против него и модели рыночной экономики. К этому следует добавить сложную и определяющую проблему безработицы. Для большого количества демобилизованных солдат, пытавшихся вновь найти рабочие места, для более восьми миллионов беженцев и изгнанников, а также для военнопленных, которые возвращались домой, имеющихся мощностей не хватало. Однако Эрхард понял, что безработица, уровень которого в Германии в течение короткого времени существенно вырос, составляет не проблему конъюнктуры, а структурную проблему. С большим мужеством и энергией, он отверг предложение оккупационных властей: предпочесть полной занятости перед сохранением стабильности стоимости денег и начала финансируемых государством програм.
Эрхард обратился к другим средствам. После того, как был отпущен большинство цен, он отменил решение о замораживании заработной платы и таким образом открыл перед работающими возможность самим свободно определять свою заработную плату в результате переговоров с работодателями. Тарифная автономия как одна из опор нового социально-экономического устройства превратилась в реальность. После этого Банк немецких земель также с заметным успехом начал применять свои инструменты, предназначенные для борьбы с инфляцией. Были сделаны первые шаги в направлении эффективной налоговой реформы. Здесь было поставлено следующую цель: путем значительного и постоянного снижения подоходного налога для всех категорий получателей доходов и для предприятий и фирм создать лучшие условия для предпринимательских инвестиций, потребления и частного сбережения средств. Предприятиям и фирмам вновь стало выгодно производить продукцию и осуществлять инвестиции. Благодаря этому избыточный спрос вскоре сократился, а высокий уровень цен уменьшился. Сначала это привело к ощутимому росту производительности труда на предприятиях благодаря рационализации, а также высвобождение рабочей силы. Однако уже скоро работодатели начали брать на работу больше людей, и безработица стала заметно сокращаться.
Глава XV. НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ " социального рыночного хозяйства" ( ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ) | 2. Практика построения " социальной экономики " в Германии (ФРГ) |