11.1. Сущность управления качеством проекта и способы обеспечения его качества

Под качеством понимают совокупность свойств, которые предопределяют пригодность продукта удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с его назначением. На сегодня в мире создана новая стратегия, которая трактует качество как наиболее важный фактор в обеспечении конкурентоспособности любой компании. В зарубежной практике выделяют следующие два основных элемента относительно качества: соответствие целям проекта и соответствие требованиям потребителей. С переходом к рыночным отношениям в Украине проблема качества встала перед каждым производителем. Именно решением этой проблемы должен заниматься проект-менеджер. Задача обеспечения качества проекта актуален на всех фазах его жизненного цикла. Новая политика управления базируется, прежде всего, на понимании участниками проектов жизненной необходимости обеспечения их качества. Целью управления качеством является описание того, что обеспечит выполнение лозунга "В нашем проекте мы боремся за качество" и как он будет внедряться в жизнь. Надежду на то, что производители некачественных товаров будут нести за это личную ответственность, дает ЗУ "О защите прав потребителей" от 12.05.91 p., Обязывающий производителей продукции подтверждать декларациями соответствие своей продукции требованиям нормативно-технической документации (стандартам, нормам , требованиям заказчика и т. п.). При отсутствии такой декларации, Закон предоставил право органам государственного управления не допускать на рынок товаров сомнительного качества и даже аннулировать патент производителя такого товару.
Управление качеством проекта - это действия, направленные на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества проекта в процессе его разработки, обоснования и реализации.
Эффективным средством управления качеством является стандартизация, которая включает комплекс норм, правил и требований к качеству продукции. Процесс стандартизации продукции регулируется совокупностью нормативно-технической документации:
Международные стандарты ISO серии 9000.
Государственные стандарты Украины (ДСТУ).
Отраслевые стандарты (ГСТУ).
Стандарты научно-технических и инженерных обществ и спилок.
Технические условия (ТУ).
Стандарты пидприемств.
Стандарт является основным нормативно-техническим документом, в котором показатели качества устанавливаются, исходя из новейших достижений науки, техники и спроса потребителей. Сертификация продукции-один из важных элементов системы управления качеством, который предусматривает оценку соответствия продукции определенным требованиям и выдачу определенного документа-сертификата. Сертификат - это документ, который подтверждает высокий уровень качества продукции и ее соответствие требованиям международных стандартов ISO-9004. В Украине существует обязательная и добровольная сертификация. Обязательная сертификация осуществляется в рамках государственной системы управления хозяйственными субъектами, охватывает проверку и испытание продукции, государственный надзор за сертифицированными виробами.
Добровольная сертификация может проводиться на соответствие требованиям, которые не являются обязательными, по инициативе предприятия на договорных засадах.
Субъекты хозяйствования (производители, поставщики, продавцы) по продукции, подлежащей обязательной сертификации, должны:
в срок и в надлежащем порядке проводить сертификацию продукции;
обеспечивать изготовление продукции согласно требованиям того стандарта, по которому ее сертифицировано;
реализовывать продукцию только при наличии сертификата;
прекратить реализацию сертифицированной продукции, если выявлено ее несоответствие требованиям определенного стандарта или закончился срок действия сертификата.
Согласно требованиям действующего отечественного законодательства, сертификация продукции в Украине осуществляется в рамках государственной системы сертификации - УкрСЕПРО.
Сертификацию осуществляют государственные испытательные центры (ГИЦ) из важнейших видов продукции. На сертифицированную продукцию выдается сертификат соответствия, который содержит специальный знак соответствия. Аналогичным знаком обозначается и сама продукция, он информирует потребителей о том, что продукция сертифицирована по системе УкрСЕПРО.
В последнее время начали формироваться международные системы сертификации, координацией которых занимается специальный комитет по сертификации - СЕРТИКО, который действует в составе ISO. Государственный надзор за качеством продукции осуществляет Госстандарт (Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации Украины), который является национальным органом, осуществляющим стандартизации и сертификации продукции.
Объектом государственного надзора является продукция производственно-технического назначения и товары народного потребления, экспортная продукция относительно требований контрактов, импортная продукция о действующих в Украине стандартов, аттестованные виробництва.
На местах государственный надзор за качеством продукции осуществляют территориальные органы Госстандарта - центры стандартизации, метрологии и сертификации.
В основе управления качеством должны быть определенные руководящие принципы, которые разрабатываются менеджментом высшего уровня в форме политики в сфере якости.
Согласно Государственному стандарту Украины ISO 9000-2001 установлено восемь принципов менеджмента качества, высшее руководство может использовать для улучшения деятельности организации:
1. Ориентация на замовника.
Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их очикувань.
2. Лидерство.
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в выполнение задач, стоящих перед организациею.
3. Привлечение працивникив.
Работники всех уровней составляют основу организации, и их вовлечение дает возможность использовать их способности организации.
4. Процессный пидхид.
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процесом.
5. Системный подход к управлиння.
Идентификации, понимания и управления взаимосвязанными процессами как системой способствует организации в результативной и эффективному достижении ее цилей.
6. Постоянное полипшення.
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует считать неизменной целью организации.
7. Принятие решений на основании фактив.
Эффективные решения на основании анализа данных и информации.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и взаимовыгодные отношения повышают способность обеих сторон создавать цинности.
Эти восемь принципов менеджмента качества формируют основу стандартов и системы управления качеством, входящих стандартам серии ISO 9000. Организация работ по обеспечению качества проекта включает: определение работ, необходимых для достижения необходимого уровня качества, определение ответственных за осуществление этих работ, распределение работ на функциональные части, определение ответственных и исполнителей по каждой работе, создание связей между различными роботами.
Система качества включает работы в проекте, которые влияют на качество продукта проекта. Она может быть разделена на различные части и подсистемы, например:
предыдущие работы;
задачи спецификаций качества;
связи с поставщиками;
производство,
инспекция;
отношение с потребителями;
аудит качества;
метрология;
обеспечение обратной связи по данным, относящимся к качеству;
персонал;
безопасность продукту.
Полномочия и ответственность лиц и организаций, деятельность которых влияет на качество проекта, должны быть четко установлены и закреплены документально. Это оформляется в рамках специальной Программы обеспечения (ПО) качества проекту.
В Программе находит отражение стратегия качества проекта, определяется на начальной стадии его исполнения задолго до размещения заказов на приобретение и доставку оборудования. Программа определяет мероприятия, направленные на обеспечение качества выполнения работ по проекту, в том числе меры по контролю качества. Программа должна предусматривать:
организационную структуру, в рамках которой она будет реализовываться;
четко распределены обязанности и уровень полномочий отдельных лиц, групп и организаций, участвующих в решении этой проблемы. Работы, связанные с обеспечением качества, основанные на применении стандартов Международной организации по стандартизации (ISO), созданной в 1947 г. В бывшем СССР эти стандарты как национальные было признано в 1988 г. В системах управления качеством используют серию стандартов ISO 9000 и эквивалентные ей. Неправительственную организацию ISO со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария) была создана с целью разработки мировых стандартов, способствующих улучшению международных связей и кооперации, а также ускоренному развитию сбалансированной и равноправной международной торговли. В состав ISO входит 91 страны мира, на которые приходится 95% мирового промышленного виробництва.
ISO (Международная организация по стандартизации) - это всемирная федерация национальных органов стандартизации (комитетов членов ISO). Международные стандарты разрабатывают, как правило, технические комитеты ISO. Каждый комитет-член, заинтересованный в предметной области деятельности, для которой был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом техническом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, которые взаимодействуют с ISO, также принимают участие в работах. Международные стандарты готовят согласно правилам, изложенным в директивах ISO / IEC (МЭК-Международная электротехническая комиссия). Вопросами качества в ISO занимается технический комитет ISO 176. Он координирует разработку и внедрение стандартов в системах контроля за качеством продукции, ее повышения и обеспечения технологии, связанной со сферой качества. Этому техническому комитету подчинены стандарты серии ISO 9000 "Системы качества". Стандарты ISO-9000-ISO-9004 наиболее распространенные в мире; возможно, это важнейшие стандарты систем качества, которые когда-либо разрабатывались. Они приняты большинством промышленно развитых странах и должны играть важную роль в Европейском Союзи.
ISO-9000 - стандарт на качество проектирования, разработку, изготовление и послепродажное обслуживание. ISO-9000 определяет базовый набор мероприятий по контролю качества и содержит схему функционирования бизнес-процессов предприятия, которое обеспечивает качество его роботи.
ISO-9000 не является стандартом качества собственно для товаров и услуг, производит предприятие. Схема "покрывает" все этапы производственного цикла выпуска товаров / услуг:
закупку сырья и материалов;
проектирование;
создание и доставку товаров;
обслуживания клиентов
обучения персоналу.
ISO-9000 регламентирует два ключевых момента:
а) наличие и документирование соответствующего бизнес-процесса;
б) измерения его якости.
На самом деле, ISO-9000 - это серия стандартов по управлению качеством и обеспечение якости.
Есть четыре части ISO-9000:
9000-1 - руководство по выбору и применению; 9000-2 - руководство по применению ISO-9001, ISO-9002 и ISO-9003; 9000-3 - руководство по применению ISO-9001 к разработке, поставление и сопровождение ПО; 9000-4 - установки по управлению программной надежностью. Международный стандарт ISO-9001 разработан техническим комитетом ISO / TS "Системы качества". Просмотров название стандарта, которая больше не содержит термина "качества". Это отражает тот факт, что требования к системам менеджмента качества, установленные ISO-9001, направлены также наряду с обеспечением качества продукции на повышение удовлетворенности замовника.
ISO-9001 - системы качества - модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. Этот стандарт является наиболее полным. Он специфицирует модель обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара / послуги.
ISO-9002 - системы качества - модель обеспечения качества в процессе производства, монтажа и обслуговування.
ISO-9003 - системы качества - модель обеспечения качества контроля готовой продукции и ее випробування.
ISO-9004-1 - управление качеством и элементы системы качества Часть 1: настанови.
ISO-9004-2 - управление качеством и элементы системы качества Часть 2: руководство по послуг.
ISO-9004-3 - управление качеством и элементы системы качества Часть 3: руководство по перерабатываемых материалив.
ISO-9004-4 - управление качеством и элементы системы качества Часть 4: установки по улучшению якости.
Стандарты ISO-9001 и ISO-9004 образуют согласованную пару стандартов по управлению качеством. ISO-9001 направлен на обеспечение качества продукции и повышение удовлетворенности заказчиков, тогда как ISO-9004 направлен на широкую перспективу управления качеством для предоставления рекомендаций по улучшению дияльности.
Сертификация предприятия по стандарту ISO-9000 включает следующие три этапа:
Применение стандартов на предприятии, которое заключается в разработке и введении в действие ряда средств, предлагаемых стандартами.
Проведение собственной сертификации аккредитованными ISO-органами.
Периодические (два раза в год) проверки предприятия на подражание (соответствие) стандартив.
Сертификация по ISO является добровольным делом каждого предприятия. Основной причиной сертификации является то, что зарубежные компании требуют наличия сертификата от своих поставщиков. Более того, наличие сертификата может быть обязательным условием участия предприятия в международных тендерах, госзаказах, а также получении льготных кредитов и страховок.
Система качества является организационным стержнем создания оптимальных условий для производительного труда специалистов. Она позволяет перейти от кустарного уровня создания программ в научный, организованного массового производства программного продукта благодаря применению особых методов управления качеством. Эти методы варьируются от компании к компании, но основные их положения едины для всех и определяются стандартом ISO-9003.
Этот стандарт включает все положения общего стандарта ISO-9001, а также необходимые дополнения к ним, касающиеся разработки, поставки и обслуживания ПЗ.
ISO-9001 устанавливает требования к системе качества поставщика и позволяет оценить его возможности по проектированию и поставке продукции, соответствующей этим вимогам.
Требования стандарта имеют целью удовлетворения запросов пользователя через предупреждения появления каких-либо несоответствий продукции на всех стадиях ее жизненного цикла от проектирования до обслуживания ПЗ.
На этих требованиях базируется наиболее распространенный сегодня метод системного управления качеством. За рубежом этот метод называют Total Quality Management (TQM).
Согласно этому методу устанавливается единая схема разработки и внедрения системы управления качеством
Проводится исследование производства и готовится специальная доповидь.
На основании обследования и анализа фактического состояния производства осуществляется выбор системы управления качеством и разрабатывается Программа якости.
Разрабатывается система управления качеством. Программа качества, Руководство по управлению установленным срокам выполнения включаются в общий план проекту.
На специальном совещании при участии фирмы-консультанта обсуждают детали, сроки и организацию выполнения программы качества, вносят коррективы и принимают решения (в том числе по вопросам обучения и аттестации персонала).
Мероприятия по программе вносят в общий план реализации проекту.
Программу качества запускают в производство: при этом специализированная фирма осуществляет периодические проверки, документально оформляет их результаты и вносит в указанные документы необходимые уточнения и коригування.
В процессе реализации программы специализированная фирма-консультант осуществляет поддержку системы и защищает интересы пидприемства.
Назначение стандартов ISO - обеспечить качество при проектировании, разработке, монтаже, обслуживании. Они состоят из следующих элементов:
ответственность руководства;
система качества;
анализ контрактов;
управление проектированием;
управления потоком информации;
материально-техническое обеспечение проектов;
изделия, поставляемые заказчиком;
идентификация изделия;
управления процессом создания продукции;
контроль и испытания;
оборудование для контроля, измерения и исследований;
статус контроля и испытаний;
оформление продукции, не соответствующей требованиям;
внесение изменений;
хранение, упаковка и поставка;
документация по качеству;
обучения;
обслуживания;
статистические методи.
Система качества предусматривает наличие:
инструкции по качеству, включая методики системы качества компании;
описание структуры документации, используемой в системе якости.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что современная система управления качеством проекта включает такие составляющие, как:
планирование качества, предусматривает разработку плана управления качеством;
качества проекта;
контроль якости.
План управления качеством должен включать планы, связанные с основным процессом:
качества;
управления рисками
управления конфигурацией;
планы интеграции;
планы установки;

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТОВ 11.2. Расходы на обеспечение качества проекта