2.11. Размещение отраслей транспортного комплекса

Транспорт - одна из важнейших инфраструктурных отраслей материального производства, которая обеспечивает производственные и непроизводственные потребности народного хозяйства и населения во всех видах перевезень.
Большое значение имеет транспорт для связи между отраслями народного хозяйства, между городом и деревней, между отдельными районами страны. Транспорт способствует общественному территориальному разделению труда, является активным фактором формирования экономической специализации хозяйства отдельных районов, невозможной без обмена продукциею.
Транспорт должен способствовать скорейшей интеграции Украины в общеевропейскую экономическую систему, что требует создания железнодорожных и автомобильных путей из центральных частей Западной Европы - в страны СНГ, с севера Западной Европы - в страны Ближнего Сходу.
По назначению выделяют транспорт общего пользования (для перевозки готовой продукции, сырья и полуфабрикатов из мест производства к пунктам потребления или дальнейшей переработки, удовлетворения потребностей населения в пространственном перемещении с производственными или частными целями), ведомственный (внутрипроизводственный, внутришньобудивельний, внутрихозяйственный, внутризаводской и внутрипортовой) , а также транспорт личного призначення.
Выделяют следующие виды транспорта: наземный (железнодорожный, автомобильный, гужевой, вьючный), водный (морской, речной, озерный), воздушный и трубопроводный. Все они тесно связаны и взаимно дополняют друг одного.
Отдельные виды транспорта не функционируют совершенно изолированно, они являются составляющими единой транспортной системы. Транспортная система - территориальное сочетание взаимосвязанных видов транспорта, совместно взаимодействуя, полно удовлетворяют потребности народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пасажирив.
Работу всех видов транспорта обеспечивает транспортная инфраструктура - экономически сбалансированная совокупность путей сообщения, подвижного состава, средств управления и связи, разнообразного технического обладнання.
Эффективность функционирования этой инфраструктуры определяют по уровню экономического сбалансирования всех ее составных частей, которого можно достичь лишь при рациональном распределении общего объема перевозок между отдельными видами транспорта в зависимости от сферы выгодного использования каждого из них. Пространственная зависимость транспортных сетей от размещения производительных сил влияет на территориальную организацию транспорта в целом и, в частности, его составных частей. Это ярко проявляется в существовании первичных форм пространственного сосредоточения транспорта - транспортных узлов, пунктив.
Транспортный узел - комплекс транспортных сооружений в пункте, где сходятся, пересекаются или разветвляются не менее три линии одного или двух видов магистрального транспорта, которые во взаимодействии обслуживают транзитные и местные перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от видов транспорта, стыкуемых узлы разделяют на железнодорожно-автодорожные (Львов, Харьков), железнодорожно-во-дно-автодорожные (Одесса, Киев, Николаев, Херсон) и водно-автодорожные (Ялта, Алушта, Канев). В каждом из этих узлов может быть еще и воздушный и трубопроводный транспорт.
В Украине развиты все виды транспорта. На 10 тыс. км2 территории приходится 372 км железнодорожных путей, 78 км внутриводного, 1933 км автомобильных дорог с твердым покриттям.
Грузооборот всех видов транспорта общего пользования и пассажирооборот по годам приведены в табл. 37.
Ведущая роль в транспортно-экономических связях принадлежит железнодорожному транспорту, который работает в течение всего года и является самым массовым видом. Однако доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте отрасли значительно знизилася.
Изменение транспортно-экономических связей, в том числе и за энергоносителями, требует освоения новых вантожопотокив, что меняет приоритеты в развитии отдельных видов области, структуру парка транспортных средств и перерабатывающих устройств, направления развития транспортной мережи.
Кризисные явления развития экономики отрицательно сказывались на темпах и объемах работы галузи.
Снижение объемов перевозок, начавшееся в 1989 г. практически на всех видах магистрального транспорта, значительно усилилось в последние пять рокив.
Ухудшение жизненного уровня населения Украины, уменьшение его реальных доходов, резкое повышение тарифов снизили пассажирооборот, который сократился на 10,5%, в том числе на морском транспорте - на 50%, на воздушном - на 32,8, автобусном - на 22,8 , такси - на 72,5, речном - на 67,3%. Только на железных объем перевозок увеличился благодаря перераспределению пассажиропотока через медленный рост тарифов по сравнению с другими видами транспорту.
Основными причинами снижения перевозок были: общий кризис в экономике Украины, сокращение объемов производства основных вантажотвирних отраслей, сокращение экспортно-импортных перевозок; непредставление грузов для перевозки в заявленных объемах; недостаток транспортных средств, неудовлетворительное состояние их; недостаточная специализация их; ограничения поставок новой техники; неполное обеспечение транспорта топливом и запчастями. Состояние отрасли ухудшается также в связи с неудовлетворительной материально-технической базой, невозможностью ее обновления из-за отсутствия средств, а в ряде случаев - вследствие убыточности транспортных пидприемств.
Ухудшение материально-технической базы отрасли сопровождалось сокращением объема поставок транспортной техники. Объем поставок на железнодорожном транспорте снизился для электровозов - на 57%, грузовых вагонов - на 44, пассажирских - на 25, большегрузных контейнеров - на 32%. Из общего количества судов 55% эксплуатируются более 15 лет, в связи с чем они не могут заходить в иностранных портов. Темпы обновления основных фондов на транспорте в несколько раз ниже, чем в других отраслях. Следует отметить, что удельные затраты топлива и энергии на ЗО-50% выше, чем на транспорте лучших зарубежных марок.
Нарушение хозяйственных связей Украины со странами СНГ нуждается или создание собственной производственно-ремонтной базы отрасли соответствует требованиям транспортной системы Украины, или налаживания новых связей, которые обеспечивают своевременную поставку техники и запчастин.
Железнодорожный транспорт. Украина относится к регионам со значительным развитием железнодорожного транспорта. На него приходится основная часть грузооборота и перевозок пасажирив.
Железнодорожный транспорт имеет решающее значение в обеспечении экономических связей как в пределах Украины, так и в ее связях с другими краинами.
Строительство железных дорог в Украине началось в 60-х годах XIX в. Первая железная дорога построена в 1861 г. (Львов - Перемышль), вторая (Одесса - Балта) - в 1865 г. Позже эту железную продлили до Киева, а затем и в Москву. Вскоре начала функционировать железная дорога от Курска через Харьков к Азовскому морю. В 1870 г. Одессу соединили железной дороге через Киев-Курск с Москвой. В 70-х годах построена железная Знаменка - Николаев, ряд железных дорог, которые соединили Россию с Румынией и Австро-Венгрией. В Балтийских портов вели железнодорожные линии Ромны - Либава, Киев - Ковель - Брест - Кенигсберг (ныне Калининград). Во второй половине XIX в. началось строительство железных дорог в Донбассе и Приднепровье. Первыми железнодорожными линиями здесь были Харьков - Славянск - Никитовка - Таганрог и Воронежско-Ростовская железная дорога. В 1871-1872 pp. железной Донбасса были соединены с общей железнодорожной сетью России. В 1884 г. закончено строительство так называемой Катериновской железной дороги: Донбасс - Кривой Рог через Екатеринослав, которая соединяла донецкий уголь с криворожской рудой. В 1875 г. закончено строительство железной дороги Харьков - Севастополь.
К 1890 г. все важнейшие города Украины были соединены железными дорогами с центральной Россией. В конце XIX - начале XX в. в связи с промышленным кризисом темпы железнодорожного строительства в Украине заметно знизилися.
Общая протяженность железных дорог Украины в 1913 г. составляла 15,6 тыс. км. В довоенные годы в Украине построено почти 5 тыс. км железных дорог. Основное строительство новых и коренная реконструкция действующих магистралей сосредоточивались в направлениях Донбасс - Валуйки - Елец - Центр, а также на других выходах из Донбасу.
В 1937 г. сооружение и реконструкцию железной Донбасс - Москва было завершено. Построена железная Херсон - Харкив.
В результате внедрения достижений научно-технического прогресса, увеличения объемов выпуска новых эффективных, более экономных видов подвижного состава (тепловозов, электровозов) с 1957 г. выпуск паровозов в стране припинився.
В Украине выделяется несколько крупных транспортных узлов. Экономические признаки их - характер производительных сил и численность населения обслуживания районов. С этими характеристиками связаны объемы работы отрасли, в зависимости от чего транспортные узлы разделяют на малые, средние и крупные с активным (как правило, узлы-центры добывающей промышленности, где преобладает отбытия) и пассивным (узлы-центры обрабатывающей промышленности, где преобладает прибытие ) транспортным балансом. Транспортные узлы выделяют также по территориально-функциональному назначению (развитием межсистемных социально-экономических связей) и характером эксплуатационной работы: те, которые обслуживают преимущественно транзитные пассажирские и грузовые потоки, в том числе перевалочные, те, которые, кроме того, обслуживающих местные промышленные предприятия и потребности населения города; местные, которые не выполняют транзитных операций. Важнейшими транспортными узлами Украины является Киев, Харьков, Днепропетровск, Львов, Одесса, Донецк. Крупнейшие железнодорожные узлы Украины - Киев, Харьков, Лозовая, Фастов, Ясиноватая, Волноваха, Дебальцево, Жмеринка, Шепетовка, Синельниково, Днепропетровск, Запорожье, Полтава, Бахмач, Коростень, Козятин, Львов. Основные магистрали из Донбасса идут на Москву через Харьков - Курск, Купянск - Валуйки - Елец, Кондрашовка - Валуйки, на запад - через Харьков на Львов; через Мерефу и Ворожбу в западные области и Санкт-Петербург, в Кривой Рог через Ясиноватую - Днепропетровск. В южном направлении железной пролегающих до портов Азовского и Черного морей, а также на Кавказ через Ростов-на-Дону; в Поволжье на восток проведена магистраль Купянск - Лиски.
Украина соединена с Молдовой железными Раздельная - Тирасполь - Бендеры - Кишинев и Каменец-Подольский - Бельцы - Рыбница. Значительно расширилась сеть пригородного железнодорожного сполучення.
Железнодорожный транспорт Украины имеет шесть железных дорог, объединенных департаментом "Укрзализныця", в том числе 900 линейных предприятий для перевозок на магистрали эксплуатационной длиной 22,8 тыс. км, из них электрифицированных 8,3 тыс. км.
Железнодорожный транспорт Украины - четвертый в мире после России, США и Канады. По объему грузовых перевозок украинские железные вдвое превышают суммарный объем перевозок двенадцати вместе взятых стран Европейского спивтовариства.
В 1995 г. железными дорогами перевезено 360 млн. т грузов. Услугами железнодорожного транспорта воспользовались 577 млн. пассажиров. Однако потребности в перевозках удовлетворяются полностью и с низким качеством. Железнодорожный транспорт работает на пределе возможностей, поскольку не созданы достаточные резервы пропускных, провозных и перерабатывающих мощностей, а производственная база физически и морально застарила.
Железные прежде не способны полностью удовлетворить потребности в пассажирских перевозках из-за отсутствия поставок новых пассажирских вагонов, импортировались из ближнего и дальнего зарубижжя.
Для обеспечения непрерывных грузовых и пассажирских перевозок необходимо: построить скоростные железнодорожные линии; разгрузить перегруженные участки и линии с грузонапряженностью 80 млн. т на 1 км, переведя часть поиздопотокив на параллельные линии, увеличить среднюю массу поезда за счет повышения статической нагрузки, удлинение приемоотправочных путей; реконструировать 12 крупных железнодорожных станций, ряд мостов и туннелей; довести длину станционных путей до 80-85% эксплуатационной длины железных дорог, увеличить полигон электрической тяги до 45 - 50% эксплуатационной длины железных дорог, длину вторых и третьих путей - до 50-55% , оснащенных автоблокировкой и диспетчерской централизацией - до 80% от длины сети главных путей; пополнить парк локомотивов электровозами и тепловозами нового поколения с максимальной унификацией узлов, автоматизированными системами управления, диагностики и безопасности, а вагонный парк - большегрузными вагонами, в результате чего возрастет средняя грузоподъемность вагона до 85 т, увеличить парк пассажирских и специализированных (до 35-40%) грузовых вагонов повысить мощность верхнего строения пути в соответствии с нормативной грузоподъемности вагонов; автоматизировать работу сортировочных горок; перейти на электронную централизацию стрелок, создать производственную базу для строительства пассажирских вагонов с приобретением импортного оборудования и новых технологий, создать производственные мощности для выпуска грузовых и маневровых электровозов; завершить строительство завода по производству дорожных машин в Кировогради.
Чтобы материально-техническая база железных дорог Украины максимально отвечала потребностям экономики, необходимо приобрести: 543 секции электровозов, 925 секций тепловозов, 2800 пассажирских и 33 000 грузовых вагонов, 670 вагонов электропоездов, 260 дизельных поездов, заменить 6 тыс. км рельсов, 7700000 . шт. шпал, 13 тыс. комплектов стрелочных переводив.
В перспективе целесообразно построить линии для движения пассажирских поездов (Киев - Львов - Краков - Берлин; Киев - Харьков - Крым; Киев - Одесса, Киев - Донецк).
Морской транспорт. Украина имеет благоприятные предпосылки для развития морского транспорта, на юге ее территорию омывают воды Черного и Азовского морей, которые практически не замерзают и соединяются со Средиземным морем через пролив Босфор, Мраморное море и пролив Дарданеллы. Общая длина морской береговой линии Украины более 2000 км. Регулярные морские перевозки Черным и Азовским морями начались в конце XVIII ст.
Уже в IV-VI вв. Черное море судоходным. Киевская Русь (X-XIII вв.) Имела стабильные связи с Византией. Известные морские походы киевских князей на Константинополь. После победы над Турцией в 80-х годах XVIII в. и перехода к Российской империи Северного Причерноморья и Приазовья здесь возникают порты - Херсон (1778), Севастополь (1788), Одесса (1794). В Николаеве и Севастополе создан судостроительные пидприемства.
С 1978 г. действует одна из крупнейших в мире паромная переправа между Ильичевском и болгарским портом Варна протяженностью 435 км. Для улучшения связей Украины с Северным Кавказом построено железнодорожно-паромную переправу через Керченский протоку.
Важнейшими морскими портами являются Одесса, Измаил, Ильичевск, Херсон, Николаев, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь и др.. Большие портовые города на берегах Азовского моря - Мариуполь, Бердянск и т.д.. Через порты Черного и Азовского морей осуществляются внешнеэкономические связи страны. Основными экспортными грузами являются уголь, железная руда, кокс, черные металлы, лес, сахар, химические продукты и т.п.; импортными - машины, оборудование, минерально-сырьевые ресурсы и ин.
Основу морского транспорта Украины составляют Черноморское (ЧМП), Азовское (АМП) и украинского-Дунайское (УДП) пароходства владеют транспортным флотом суммарной грузоподъемностью 5,2 млн. т и пассажирским флотом на 9,9 тыс. мест. На территории Украины расположены 18 портов, к ним относятся 175 перегрузочных комплексов, 8 судоремонтных заводов. Из общего объема вывоза грузов на долю минеральных строительных материалов приходится 20%, руды - 10%, зерна и продуктов помола его - 14, нефти и нефтепродуктов - 3,5, угля - 5%.
Изменение экономических во внешней торговле, разрыв прежних транспортно-экономических связей приводят к перераспределению грузопотоков: в связи с уменьшением добычи нефти в России необходимо обеспечить регулярное ввоза (до 40 млн. т в год) сырой нефти из стран Ближнего Востока или Южного Средиземноморья. Снизятся объемы ввоза сахара-сырца из Кубы и увеличится поступление импортного зерна и продуктов для России и других стран СНГ с США, Австралии, Аргентины. Увеличится импорт машин, оборудования, продуктов питания из стран Западной Европы. Среди нетрадиционных грузопотоков можно выделить импорт сжиженного газа (17 млрд. м3), экспорт марганцевой руды, цемента (до З млн. т), серы (2 млн. т), мазута (до 20 млн. т). Для освоения новых грузопотоков необходимо пополнить флот специализированными судами, а именно танкерами и газовозами.
Большие возможности имеет экспорт транспортных услуг. Однако украинский флот достиг критического возраста и, если не будет обновлен, всего за 5-7 лет его вытеснят конкуренти.
Учитывая нормативное описание флота, потребность Украины (кроме танкеров и газовозов) составляет 117 грузовых транспортных судов грузоподъемностью 1,1 млн. т и 11 судов на 4,5 тыс. мест. В перспективе темпы обновления флота должны зберегтися.

2.10. Размещение отраслей АПК Украины 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА