5.1. Общая характеристика задач статистического наблюдения и информационные технологии их решения

Статистическое наблюдение - это плановая, научно организована регистрация массовых данных о любых социально-экономические явления и процессы. От других методов сбора данных статистические наблюдения отличаются характером и массовостью данных и способом их отримання.
Статистическим данным считаются массовые системные количественные характеристики социально-экономических явлений и процессов. Массовость отличает статистические данные от других, поскольку благодаря переходу от отдельных фактов к массовым можно определить общую закономерность, лишенную влияния случайных причин. Степень массовости зависит от уровня обобщения изучаемых явлений. На макроуровне формируют данные о явлениях и процессах общегосударственного характера. Это сведения о производственном потенциале государства, размер ее финансовых ресурсов, экспорт / импорт товаров, объем приватизации объектов, уровень безработицы. На микроуровне данные являются массовыми, но другого рода. Материалы, которые собирают отдельные министерства, ведомства, предприятия, учреждения, общества и фирмы, характеризуются определенной фрагментарностью. Статистические данные обязательно должны количественную определенность, благодаря чему подлежат накопления, возведению и обобщению. Последнее возможно лишь при условии их системности. Статистические данные - это только факты, которые согласуются, сравниваются и в совокупности отражают определенную сторону явления или процесу.
Статистические данные должны соответствовать определенным требованиям. Первое требование - это достоверность данных, т.е. их соответствие реальному положению. Второе требование - это полнота данных, как по их объему, так и по существу. Третье требование - это своевременность данных. Информация должна дойти до пользователя, прежде чем устареет, иначе она теряет полезность. Четвертое требование - это сопоставимость данных во времени или пространстве. Острой является проблема поривнюваности по единицам измерения, особенно это касается стоимостных показателей в условиях высокой инфляции или в результате денежной реформы. С переходом национальной статистики на международные стандарты важно руководствоваться сравнительной методике сбора данных и вычисления статистических показателей. Пятой требованием является доступность данных. С переходом к рыночным условиям вопрос доступности данных особенно обостряется. В период демократии большинство материалов государственной статистики стали открытыми. Однако осложнилась ситуация с централизованным сбором данных, особенно в негосударственных структурах. Низкий уровень ответственности таких структур за представление отчетов или неподотчетность некоторых из них приводит к нарушению требований относительно полноты и своевременности регистрации данных. Получения качественных статистических данных во многом зависит от того, на каком уровне собирается соответствующая информация.
В Украине действующие две системы сбора информации: централизованная (общегосударственная) и децентрализованная (ведомственная, отдельных экономических структур). Централизованная система сбора информации имеет широкие возможности для качественного наблюдения - научную методику, квалифицированные кадры, техническое обеспечение. Децентрализованная система сбора информации является оперативной через меньший интервал времени между сбором и использованием готовой статистической информации. Однако при такой системе остро стоит проблема научной обоснованности методов статистического наблюдения и их практического применения.
Статистическое наблюдение осуществляется в три этапа: подготовка наблюдения, регистрация статистических данных, формирование базы данных. На первом этапе решаются организационные вопросы: кто, где, когда проводит наблюдения и что для этого необходимо. На втором этапе собирают данные. Чем короче срок уборки, тем своевременной и дешевой будет информация. От качества сборки зависят также точность, полнота и достоверность данных. Третий этап предусматривает контроль и накопление данных наблюдения, а также их сохранения. На этом этапе отрабатывается система оперативного доступа и поиска необходимых данных. Это очень важно в условиях централизованного наблюдения, когда накапливаются огромные объемы полезной информации, а найти ее и использовать очень трудно, а иногда и невозможно. Поэтому научно-практического подхода следует придерживаться как во время проведения статистического наблюдения, так и после его завершення.
Современная система статистики выполняет жизненно важную для существования общества роль государственной контрольной службы. В сети государственной статистики имеющиеся полные количественные и качественные данные по всем процессам, которые происходят в государстве. При этом важно, что имеющаяся статистическая информация является всеобъемлющей как по вертикали - от источника информации (микроуровня) данные проходят через несколько ступеней обобщения (регионы, области, ведомства) до формирования показателей макроуровня (общеотраслевые, общегосударственные показатели), так и по горизонтали - собираются данные обо всех специальных, экономические, экологические, финансовые, культурные и другие процессы, важные для существования и развития государства. Эти данные накапливаются на бумажных и электронных носителях и позволяют выполнять как ретроспективный анализ и оценка хода тех или иных процессов, так и (при наличии соответствующих методов и программных средств) прогнозирования этих процессов на близкую или дальнюю перспективу.
Задачи наблюдения и мониторинга не тождественны. Задачи наблюдения является необходимым этапом мониторинга. Мониторинг обязательно включает наблюдение, но его задача значительно шире, поскольку в процессе мониторинга на основе данных наблюдений, т.е. зафиксированных фактических данных об изменении во времени определенных показателей контролируемых процессов, должны проводиться:
оценки текущего состояния процессов;
анализ данных для установленных определенных закономерностей протекания процессов;
краткосрочное (оперативное) прогнозирование процессов;
визуализация результатов и представление их конкретном користувачеви.
Цель решения задач наблюдений информационной системы статистики - получение статистических данных, служащих основанием для обобщенной характеристики состояния и развития явления или процесса с определением соответствующей закономерности. Конечная цель наблюдения - подготовка управленческих решений и принятия соответствующих заходив.
Способами статистических наблюдений являются: непосредственный учет фактов, документальный учет, опитування.
Непосредственный учет представляет собой обследование, при котором учетчик лично регистрирует факты подсчетом, измерением, оценкой, осмотром. Так осуществляется регистрация товарных потоков, пересекающих таможенные границы, учет денежной массы в банках или оценка уровня экологического загрязнения в региони.
Документальный учет представляет собой обследование, при котором регистрация фактов происходит по данным, приведенным в документах первичного учета. Таким образом составляется статистическая отчетность. Таким образом определяются все экономические показатели макро-и микроуровне: объемы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, размер доходов, капитальных вложений, объемы экспорта и импорта товарив.
Опрос может осуществляться различными способами: экспедиционный, саморегистрации, корреспондентский и анкетный. Экспедиционный способ - это регистрация фактов специально подготовленными счетчиками с одновременной проверкой точности регистрации. Саморегистрации - это регистрация фактов самими респондентами после предварительного инструктажа со стороны регистраторов-учетчиков. Корреспондентский способ - это регистрация фактов о явлениях и процессах на местах их возникновения специально подготовленными лицами и передача результатов в специальные инстанции. Этот способ широко используется в исследованиях рынка товаров и услуг на уровне отдельных регионов, обследованиях процессов продвижения товаров в специфических условиях ринку.
В информационных подсистемах статистических наблюдений используются следующие основные визначення.
Объект наблюдения - совокупность явлений, подлежащих обследованию. Объект наблюдения как совокупность явлений состоит из отдельных элементов - единиц сукупности.
Единица совокупности - первичный элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Каждый элемент совокупности характеризуется многими признаками, значение которых меняется от элемента к элементу или от одного периода к другому. Признак, приобретает в пределах совокупности различных значений, называется вариативной, а различие, колебания определений признаки - вариацией. Например, признаки предприятия: специализация, форма собственности, рентабельность производства. Одни признаки выражаются числами, другие - словесно. Их называют соответственно количественными и описательными. Среди описательных признаков одни четко очерченные (пол, профессия, отрасль), другие неопределенные (субъективные оценки, утверждения, мнения). Признаки имеют разный уровень измерения, отображается в соответствующих типах шкал. Тип шкалы можно определить допустимыми преобразованиями ее чисел или допустимыми арифметическими действиями с этими числами.
В отличие от признаков, которые регистрируются, статистические показатели рассчитываются. Это может быть простой итог элементов совокупности или итог значений признака, сравнение величин или более сложные розрахунки.
Единица наблюдения представляет собой первичную единицу, от которой получают информацию. Единицы совокупности и единицы наблюдений могут збигатися.
Программа наблюдения - это перечень вопросов, на которые следует получить ответы наблюдения. Содержание и объем вопросов формируются согласно целью наблюдения и реальными возможностями его проведения. Составляется такой перечень вопросов, который при минимуме привлеченных данных дает максимум информации. Это достигается благодаря системному подходу. На основании сформированного перечня признаков разрабатывается статистический инструментарий.
Статистический инструментарий представляет собой набор статистических форм, а также инструкций и разъяснений по проведению статистического наблюдения, регистрации данных. Статистический формуляр - учетный документ единого образца, содержащий адресную характеристику объекта наблюдения и статистические данные о нем. Статистическими формулярами являются отчеты, переписные и опросные листы, бланки документов, анкети.
Организационными формами наблюдений являются: сплошная отчетность, специально организованные наблюдения, реестри.
Отчетность - это форма наблюдения, при которой каждый объект деятельности регулярно представляет свои данные в государственные органы статистики и ведомства в виде документов (отчетов) утвержденной формы. Она характеризуется такими свойствами, как обязательность, cистематичнисть, достоверность. Отчетность составляется на основании первичных данных оперативного и бухгалтерского учета. Зависимости от уровня утверждения и назначения отчетность делится на внешнюю и внутришню.
Выделяют следующие формы опроса: устная - в виде интервью, письменная - путем анкетирования, очная - в виде раздачи анкет, заочная - в виде почтовых и телефонных опитувань.
По степени охвата наблюдения бывают сплошные и сплошные. Сплошные наблюдения представляют собой обследование, при которых регистрируются все без исключения единицы совокупности. К этому виду относятся обследования в форме отчетности, рассчитанные на определенных субъектов деятельности, а также большинство переписей. Исключением является перепись населения, который одновременно сочетает сплошное и выборочное обследование по отдельным перечнем ознак.
Сплошные наблюдения - это обследование, при которых регистрируются не все единицы совокупности, а лишь их определенная часть. Среди таких наблюдений выделяют: выборочное, основного массива, монографическое, анкетный, мониторинг. Выборочное наблюдение - это обследование, при котором регистрируется определенная часть единиц совокупности, отобранная в случайном порядке. Обследование основного массива - это обследование большей части единиц совокупности, которые играют определяющую роль в характеристике объекта наблюдения. Монографическое обследование - это детальное наблюдение отдельных типичных единиц совокупности с целью их досконального изучения. Анкетный наблюдение - это детальное наблюдение отдельных типичных единиц совокупности неполного возврата от респондентов заполненных регистрационных формуляров (анкет). Мониторинг - это специально организованное систематическое наблюдение за состоянием определенного середовища.
По времени регистрации фактов различают наблюдение текущие, периодические, одноразови.
Текущее наблюдение - это систематическая регистрация факторов в явлений по мере их возникновения или сбора фактов относительно непрерывного процесса. Непрерывными являются производственные процессы (выпуск продукции) или реализационные процессы (сбыт и реализация продукции). К числу явлений, которые регистрируются в определенные моменты, принадлежат итоги биржевых торгов, продажи на аукционах.
Периодическое наблюдение проводится через определенные, как правило, равные промежутки времени. Примером могут служить переписи производственных площадей, технологий, а также обследование субъектов бизнеса относительно перспектив инвестування.
Однократное наблюдение выполняется по мере возникновения потребности в исследовании явления или процесса.
За обработку информации статистических наблюдений используются методы, присущие описувальний статистике. Поэтому результаты обследований часто подаются в форме баланса. Например, для вопроса, ответ на который возможна в трех вариантах, устанавливают следующие варианты: () - удельный вес положительных ответов; (=) - удельный вес ответов, соответствующие варианту «нормально», (-) - удельный вес негативных видповидей.Module . Использование баланса позволяет суммировать ответы на вопросы и подать суммарный результат в виде одного показателя, а также динамики изменения в ответах на определенное вопрос с подачей такой динамики в часи.
Решение задач статистических исследований происходит в три технологические этапы. Первый этап включает сбор первичного статистического материала, регистрацию фактов или опрос респондентов. Второй этап включает проведение расчетов, связанных с систематизацией и группировкой собранных данных. На этом этапе выполняются расчеты обобщающих показателей в форме абсолютных, относительных или средних величин.
Третий этап - это проведение расчетов связанных с анализом вариации, определением динамики и взаимосвязей.
На каждом этапе используются те методы анализа данных, которые могут дать глубокую и всестороннюю характеристику изучаемых явлений. Применяются такие методы анализа: изучение вариации, дифференциации и устойчивости, скорости и интенсивности развития, обобщающие индексы, регрессионные модели.
Результаты наблюдений могут использоваться для:
анализа закономерности развития (динамики) явлений. Так, статистика свидетельствует об увеличении количества населения земного шара, рост продолжительности жизни, уменьшение среднего возраста бракосочетания т.п.;
анализа закономерности распределения элементов совокупности. Это может быть распределение населения по возрасту, распределение семей по числу детей, за среднедушевым доходом;
анализа закономерностей структурных сдвигов. Например, увеличение доли городского населения в общей его численности, увеличение доли пожилого населения в сельской местности;
анализа закономерности связи между явлениями. Например, зависимость производительности труда от фондовооруженности, зависимость себестоимости продукции от производительности труда, зависимость урожайности от плодородия почвы, зависимость спроса от цены на товар.
Исходная (исходная) информация статистических наблюдений в виде статистических таблиц и графиков подается специалистами функциональных подразделений Госкомстата Украины (табл. 5.1).

5. Автоматизированная обработка данных статистических наблюдений и обследований 5.2. Автоматизированная обработка статистических данных наблюдений деловой активности предприятий