3.1. Сущность и структура договоров на проведение аудита
Аудиторские услуги, предоставляемые предприятиям АПК, осуществляются на договорных началах. Поиск клиентов аудиторской фирмой осуществляется на конкурентной основе, исходя из качества и стоимости предоставленных услуг. При выборе клиента необходимо учитывать особенности организационно-правовых форм хозяйствования, сферу деятельности тощо.Основанием для предоставления аудиторских услуг является договор, который заключается между аудитором (аудиторской фирмой) и заказчиком. Договор на проведение аудита является основным документом, удостоверяющим факт достижения договоренностей между заказчиком и исполнителем о проведении аудиторской перевирки.
Договор документально удостоверяет, что стороны достигли согласия по всем пунктам, обусловленных в нем. Для того, чтобы избежать неправильного понимания сторонами взятых на себя обязательств, условий их выполнения и пределов, в договоре необходимо максимально четко оговорить все существенные аспекты взаимоотношений, которые возникают в связи с его укладанням.
Перед заключением договора с новым клиентом аудитору необходимо изучить следующие вопросы:
существуют профессиональные причины, по которым нецелесообразно предоставлять услуги этому клиенту;
какие конкретно услуги должны быть предоставлены клиенту;
могут быть полностью соблюдены нормативы аудита или другие релевантные требования в случае предоставления таких послуг.
Аудиторы должны учитывать репутацию потенциального клиента и его руководства. Нормативы контроля качества требуют от аудиторских фирм установление и процедур, обеспечивающих минимизацию вероятности удовлетворения и сохранения клиента, руководство которого не чесним.
Заключению договора может предшествовать обмен письмами между аудитором и клиентом. Клиент (заказчик) обращается за помощью письма-предложения в аудиторскую фирму с просьбой предоставить данному субъекту предпринимательства аудиторские услуги, в котором указывается цель и задачи аудита, желаемый масштаб проверки и т.д.. Письмо-обязательство аудитора подтверждает его согласие с поставленной задачей и масштабом аудита и может содержать положения, касающиеся границы ответственности аудитора перед клиентом, формы представления отчета аудитора и его выводов, и другие моменты, о которых аудитор считает необходимым договориться до начала проверки . Передача письма-обязательства может предшествовать этап обследования объекта аудита с целью определения объемов работы, если аудитор посчитает необходимым проведение такого обстеження.
После обмена письмами и на их основании составляется договор на проведение аудита. Письма могут быть неотъемлемой частью договора или приложением к нему, если это оговорено условиями договора. Схема документооборота для достижения соглашения на проведение аудита приведена на рис. 3.1.
До заключения и подписания договора аудитору необходимо ознакомиться с клиентом путем личного общения с руководством предприятия, изучение учредительных документов, результатов предыдущей аудиторской проверки, всеобщего обозрения отчетности, ознакомление с деятельностью данного субъекта, определение уровня аудиторского риска и оценки возможностей соблюдения аудитором профессиональной этики. На этом этапе аудитор предварительно определяет трудоемкость выполнения работ, стоимость и возможные сроки предоставления аудиторских услуг, а также необходимость привлечения к проверке других специалистив.
Аудиторские услуги в виде консультаций могут предоставляться на основании договора, письменного или устного обращения заказчика к аудитору или аудиторской фирми.
Договор об оказании аудиторских услуг может иметь разовый или долгосрочный характер, исходя из условий договора и прав аудитора (аудиторской фирмы) заниматься аудиторской деятельностью в течение данного периода. В случае проведения повторного аудита аудитору необходимо решить, требуют обстоятельства пересмотра условий договора и есть необходимость напомнить клиенту о действующих условиях договору.
В случае заключения договора на длительный период аудитору необходимо учитывать факторы, которые могут сделать целесообразным составление нового договора, а именно:
требования законодательства;
наличие признаков, которые могут указывать на неправильное понимание клиентом цели и объема аудита;
необходимости пересмотра или установление особых условий договора
недавние изменения в составе руководства или совета директоров, или изменения в структуре собственности;
значительные изменения характера или масштабов деятельности клиента тощо.
В случае, если аудитора до завершения выполнения договоренностей просят изменить условия договора на такие, в результате которых аудитор будет низкий уровень уверенности, аудитору необходимо пересмотреть целесообразность таких змин.
Порядок подготовки, условия и содержание договора на проведение аудита в Украине регулируются стандартом аудита № 210 «Условия договоренности об аудиторской проверке» и Гражданским кодексом Украины. Содержание договора об оказании аудиторских услуг может изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств. Однако ряд моментов должны быть отражены в договоре в любом случае. Это:
цель аудита;
масштабы аудита, нормативы (масштаб аудита включает в себя необходимый объем и глубину проверки, состав, количество и объем аудиторских процедур, включая соблюдение действующего законодательства);
возможность доступа к любым записям, документации и другой информации, заказанной в связи с аудитом;
ответственность руководства проверяемого предприятия, за предоставленную аудитору информацию (в случае необходимости обусловливается требование о получении от руководства предприятия-клиента письменного подтверждения по предоставленной информации);
условия ответственности за начальные остатки при первом проведении аудита или если предыдущие проверки выполнялись другим аудитором;
указание на то, что в связи с уровнем существенности проверки и другими свойственными аудиту ограничениями существует возможность, даже вероятность того, что любые ошибки могут остаться ненайденными;
форма, в которой заказчику будет представлена информация о результатах проведенной аудитором работы (объем и состав переданной заказчику документации).
В договор могут быть включены отдельные пункты по планированию аудита, привлечения к проверке других аудиторов и специалистов других отраслей, внутренних аудиторов и другого персонала клиента, порядка расчетов за выполнение работ и любых возможностей ограничения аудиторского обязательства.
Структура договора может быть разной, однако его форма в целом должна соответствовать общепринятой в Украине форме составления договоров. Отдельные положения договора могут объясняться дополнительными документами (приложениями к договору).
ТЕМА 3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА | 3.2. Документальное оформление аудита |