3.2. Документальное оформление аудита

Учитывая разносторонность деятельности агропромышленных предприятий, аудитор предусматривает при проведении аудита таких предприятий изучение и оценку большого количества объектов аудита. С целью обобщения полученной информации в ходе аудиторской проверки и обоснования аудиторского заключения аудитору необходимо результаты проведенных исследований документально отражать. При проведении аудита документальное оформление проверки включает в себя два вида документации: рабочую и пидсумкову.
Рабочая документация - это записи, с помощью которых аудитор фиксирует проведенные процедуры, тесты проверки, полученную информацию и соответствующие выводы по время проведения проверки. Согласно МСА № 230 «Документация» до рабочей документации могут быть включены все документы, которые, по мнению аудитора, содержащие информацию, что является важным при составлении аудиторского заключения. Она может быть оформлена в виде стандартных форм и таблиц на бумаге, зафиксирована на электронных носителях информации или видеопливци.
Рабочая документация выполняет следующие функции:
помогает аудитору при планировании и проведении аудита;
обосновывает утверждение в аудиторском заключении и свидетельствует о соответствии проведенных процедур аудита принятым нормативам
облегчает процесс управления, надзора и контроля за качеством проведения аудиторской проверки;
способствует выработке методологического подхода к процессу аудиторской проверки;
помогает аудитору в работе и содержит аудиторские доказательства, полученные аудитором.
Оформление рабочей документации должно быть осуществлено так, чтобы обеспечить доступность вопросов и осознание ее содержания. Формы рабочей документации законодательно не определены, но в аудиторской фирме необходимо внедрять такие формы рабочих документов, позволяющих другим аудиторам или аудиторским фирмам осознавать информацию, в них видображена.
На форму и содержание рабочих документов оказывают влияние следующие факторы:
характер и цель аудита;
форма аудиторского заключения;
сложность бизнеса клиента;
состояние системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверки;
необходимость, при определенных обстоятельствах, корректировать работу ассистентов и осуществлять контроль за ее выполнением;
конкретные методы и приемы, применяемые аудитором при перевирки.
Рабочая документация делится на постоянную (которая повторяется из года в год) и текущую (касается финансово-хозяйственной деятельности предприятия за проверяемый период). При оформлении рабочей документации придерживаются следующих требований:
На первой странице каждого рабочего документа указывается название аудиторской фирмы, название проверяемого предприятия, срок перевирки.
Каждый документ имеет название, например: «Документация предварительного обследования», «Аудит основных средств» и другие. Страницы каждого рабочего документа в пределах одного названия нумеруются и проставляется фамилия аудитора, который подготовил этот документ.
Для ускорения поиска необходимой документации каждом рабочем документу присваивается код.
После завершения аудиторской проверки рабочие документы остаются у аудитора. На основании этих документов аудитор вправе составлять справки, но право собственности по рабочим документов ограничен этическими нормами и обязательствами конфиденциальности перед клиентом. Никто не может требовать или изымать у аудитора рабочие документы. Это можно делать только по случаев, предусмотренных украинским законодательством (по требованию правоохранительных органов или суда). Срок хранения рабочей документации определяется сроком аудиторской практики и сроком исковой давности (не менее трех лет с момента предоставления клиенту аудиторского заключения).
Учитывая практику работы аудиторских фирм и специфику деятельности субъектов предпринимательской деятельности в Украине, можно применять рабочие документы по перечню, представленному на рис. 3.2.
Итоговая документация состоит из аудиторского заключения и документации, которая передается заказчику. При проведении аудиторской проверки может быть составлена дополнительная итоговая документация, которая является приложением к аудиторскому заключению, если в аудиторском заключении есть ссылка на этот документ или прилагаться как самостоятельный документ. В противном случае дополнительная итоговая документация не является обязательной и передается заказчику, если это предусмотрено договором. Примером этой документации могут быть замечания и рекомендации по результатам аудиторской проверки, отчет о экспресс-обзор, экспертный осмотр тощо.
После завершения аудита минимум один экземпляр всей итоговой документации (аудиторского заключения и дополнительной документации) остается в аудиторской фирме (аудитора). Порядок хранения итоговой документации устанавливается аудиторской фирмой с учетом обеспечения требований конфиденциальности.
3.1. Сущность и структура договоров на проведение аудита 3.3. Аудиторские доказательства и их суть. Порядок получения аудитором аудиторских доказательств