5.1. Цель и техника планирования аудита

Эффективная организация управления аудиторским процессом предусматривает соблюдение определенных этапов проведения аудиторской проверки. Первым этапом проведения аудиторской проверки является планирование. Процесс планирования достаточно громоздок и может занимать до 30% времени, затраченного на проверку. Нормы и рекомендации по планированию аудита определены Международным стандартом аудита № 300 «Планирование», 310 «Знание бизнеса», 320 «Существенность в аудите», 400 «Оценка рисков и системы внутреннего контроля» и другими нормативно-правовыми актами.
Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы эффективно провести аудиторскую перевирку.
Планирование - это выработка главной стратегии и конкретных подходов к характеру, периода, а также времени проведения аудита. Аудиторский план разрабатывается учитывая, что в нем определяется время проведения каждой конкретной аудиторской процедури.
Аудиторы и аудиторские фирмы Украины при разработке плана аудита и в течение продолжительности его проведения вправе самостоятельно определять формы и методы аудита на основании действующего законодательства, существующих норм и стандартов, условий договора с заказчиком, профессиональных знаний и досвиду.
Целью планирования аудита является привлечение внимания аудитора к важнейших направлений аудита, выявления проблем, которые следует проверить тщательно. Планирование поможет аудитору должным образом организовать свою работу и осуществлять надзор за работой ассистентов, участвующих в проверке, а также координировать работу, которая осуществляется другими аудиторами и специалистами других професий.
Характер планирования зависит от организационной формы, размера и вида деятельности предприятия, вида аудита, правильного представления аудитора о состоянии дел на пидприемстви.
Процесс планирования аудита можно условно разделить на два больших этапа: предварительное планирование и разработка общего плана и программы аудиту.
Предварительное планирование осуществляется на начальной стадии аудита и должна основываться на предварительном изучении особенностей бизнеса клиента. Итак, получение аудитором представление о состоянии дел на предприятии является важнейшей составляющей планирования аудиту.
Согласно МСА № 310 «Знание бизнеса» при проведении аудиторской проверки финансовой отчетности аудитор должен иметь или получить информацию о бизнесе клиента. Эти знания дают аудитору возможность установить и понять события, операции и практические действия, которые, по мнению аудитора, могут серьезно повлиять на финансовую отчетность или на процесс проведения аудита или на составление аудиторского заключения. Например, такие знания используются аудитором при оценке неотъемлемого риска или риска средств контроля, а также для определения характера, сроков и масштаба аудиторских процедур прежде чем принять предложение от клиента.
Считаются достаточными знания аудитора о бизнесе предприятия, если они охватывают общеизвестную информацию об экономике и область, в пределах которой осуществляет деятельность предприятие, подлежит аудиторской проверке, а также более подробную информацию о том, как это предприятие работает. Однако информация, которая необходима аудитору, как правило, по объему меньше данные, имеющиеся в распоряжении керивництва.
Поэтому прежде чем принять предложение от клиента о проведении аудита, аудитору необходимо получить предварительную информацию об отрасли экономической деятельности, форме собственности предприятия, систему управления и виды осуществляемых операций, а также оценить экономическую информацию о деятельности клиента, которой он владеет, что будет способствовать качественному и квалифицированному проведению аудиту.
Получение необходимых знаний о бизнесе клиента - это непрерывный процесс накопления и оценки данных, а также соотношение приобретенной информации с новыми данными на протяжении всей аудиторской проверки. Например, информация о бизнес предприятия собирается на стадии планирования, но, как правило, она проходит обработку и дополняется новыми данными позже, когда аудитор и ассистенты получат больше данных о деятельности клиента.
Для продолжения аудиторской проверки аудитору необходимо внести соответствующие корректировки в план проведения проверки и проанализировать информацию, собранную ранее, в том числе и данные из рабочих документов предыдущих лет. Аудитор также должен проанализировать и выявить значительные изменения, имевшие место после проведения последнего аудиту.
Аудитор может получать информацию об отрасли экономической деятельности предприятия из разных источников. Основными из них являются:
предыдущий опыт сотрудничества с предприятием и работа в экономической области, в пределах которой оно работает;
собеседования с сотрудниками предприятия (например, с директорами и старшим персоналом);
собеседования со специалистами службы внутреннего аудита и анализ отчетов о проведении процедур внутреннего аудита;
собеседования с другими аудиторами, юрисконсультами и другими советниками, которые предоставляли услуги предприятию или работали в этой сфере;
собеседования с осведомленными лицами, которые не входят в штат сотрудников предприятия (например, с экономистами этой отрасли, ее руководящим персоналом, клиентами, поставщиками, конкурентами);
публикации и издания о конкретной отрасли деятельности предприятий (например, правительственная статистика, опубликованы данные исследований и обзоров, коммерческие бюллетени, отчеты, подготовленные банками или торговцами ценными бумагами, профессиональная финансовая пресса)
законодательные акты и распоряжения, в значительной степени влияют на деятельность предприятия
результатах посещения офисов предприятия и производственных помещений
внутренняя документация предприятия (например, протоколы заседаний правления и совета директоров, годовые и финансовые отчеты за предыдущие годы, отчеты внутреннего руководства, должностные инструкции и т.д.).
Осознание аудитором этого вопроса поможет ему определить события, операции и мероприятия, которые могут существенно повлиять на отчетность предприятия и уменьшить риск аудита (общий риск).
Для эффективности и результативности аудита, согласование порядка проведения аудиторских процедур с внутренним регламентом работы специалистов предприятия аудитор обсуждает с руководством и сотрудниками предприятия элементы общего аудиторского плана и аудиторские процедури.
Итак планирование - это процесс, что дает возможность рационально выполнить аудит и одновременно уменьшить риск необнаружения существенных моментов деятельности клиента. Чтобы планирование было эффективным, аудиторы должны осуществлять контроль за выполнением работ и подтвердить их результаты в своих рабочих документах.
ТЕМА 5. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА 5.2. Общий план аудита