1.4. Планирование деятельности аудиторских фирм
В обеспечении эффективного управления аудиторской деятельностью большое значение имеет планирование. Сейчас в Украине преобладает планирования отдельной аудиторской проверки. В условиях переходной и рыночной экономики важно обеспечить более масштабное и обоснованное планирование деятельности аудиторской фирмы на базе ее стратегии.При планировании деятельности аудиторской фирмы следует реализовать два подхода: стратегический; поточний.
Необходимость применения стратегического подхода к аудиторской деятельности на фирме обусловлена постоянной изменчивостью рыночной среды. Стратегия - это генеральная комплексная программа действий, которая определяет приоритетные для аудиторской фирмы проблемы, ее миссию, основные цели и способы их достижения, чтобы показать аудиторской фирме определенное направление ее развития. По своему содержанию стратегия аудиторской фирмы является долгосрочным плановым документом, результатом стратегического планування.
Стратегическое планирование - процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимосогласованных работ с определением долгосрочных (на определенный период) целей и направлений деятельности аудиторской фирми.
Стратегическое (перспективное) планирование в аудиторской фирме бывает долго-и среднесрочным. В зависимости от горизонта планирования перспективный план разрабатывается с разной степенью детализации.
Долгосрочный план фирмы выражает преимущественно стратегию развития аудиторской деятельности, где отражены решения, касающегося сфер деятельности и выбора ее направлений. Он концептуальный характер.
Важнейшими составляющими среднесрочного плана является подробная хронологизация клиентов для проведения аудита, с которыми заключены долгосрочные договоры на обслуживание, полный перечень видов аудиторского обслуживания, отдельные экономические показники.
Среднесрочный план - это детализированный стратегический план на первые годы деятельности аудиторской фирмы. Граница между долгосрочным и среднесрочным планами очень условной. Продолжительность планового периода зависит от степени определенности условий деятельности аудиторской фирмы, ее отраслевой принадлежности, общей экономической ситуации в стране, достоверности первичной информации, качества ее аналитической обработки тощо.
Перспективное планирование имеет особое значение на этапе становления аудиторской деятельности, которой занимается аудиторская фирма. Для этого необходимо исследовать большой перечень факторов, влияющих на рынок аудиторских послуг.
К ним относится экономическая и политическая ситуация в стране, что, в свою очередь, определяет степень и темпы развития рыночных отношений собственности, на которых основывается деятельность аудита. После исследования этих аспектов при перспективном планировании следует определить и обосновать специализацию и направления деятельности аудиторской фирмы или целесообразность уже избранных. На основе исследования таких вопросов менеджеры и руководитель аудиторской фирмы направляют свою деятельность на рекламу, поиск клиентов, подбор кадров, распределение обязанностей между работниками и ин.
На основе выработанной стратегии разрабатывается тактика действий, определяется роль каждого сегмента для успешной деятельности аудиторской фирмы, состоящие текущие плани.
Текущее планирование заключается в разработке планов на всех уровнях управления аудиторской фирмы и по всем направлениям ее деятельности на более короткие периоды (квартал, месяц).
Разновидностью текущего планирования аудиторской фирме является оперативно-календарное планирование, т.е. календарное согласование аудиторского процесса между структурными подразделениями аудиторской фирмы с учетом последовательности и параметров аудиторской перевирки.
Оперативное планирование является, с одной стороны, завершающим звеном в системе планирования аудиторской деятельности фирмы, а с другой - средством выполнения долго-, средне-и краткосрочных планов, основным рычагом текущего управления аудиторским процесом.
В процессе оперативного планирования осуществляется подробная разработка планов аудиторской фирмы и ее подразделений - отдельных звеньев на короткие промежутки времени (месяц, декаду, рабочую неделю, день). При этом разработка планов органически сочетается с организацией их выполнения и текущего регулирования аудиторского процесу.
Оперативное планирование должно быть неотъемлемой частью процесса управления аудиторской деятельностью, четкого ее отладки и высокого качества. Оно объединяет два направления работы. Первое направление, в рамках которого разрабатываются оперативные планы и графики проведения аудиторской проверки, называют календарным плануванням.
Второе направление включает работы, необходимые для непрерывного контроля и регулирования выполнения оперативных планов и процесса аудита (диспетчеризации аудита).
В процессе оперативного планирования необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечение выполнения плана аудиторской деятельности (проведение аудиторской проверки в запланированные сроки) за ритмичной деятельности всех подразделений аудиторской фирмы;
установление оптимального режима деятельности аудиторской фирмы, способствовать наиболее эффективному и полному использованию рабочей силы и повышению качества проводимых аудиторских проверок;
максимальное сокращение продолжительности аудиторского цикла и объемов незавершенных аудиторских перевирок.
Оперативное планирование осуществляется в масштабе всей аудиторской фирмы как внутриструктурное, а для отдельных структурных подразделений в разрезе отдельных аудиторских групп, главных аудиторив.
По срокам среди текущих планов часто встречается определение основных направлений деятельности аудиторской фирмы, первоочередных задач на рабочую неделю, на месяц. Такое планирование крайне необходимо для любого звена работников аудиторской фирмы, поскольку позволяет решить проблемы распределения объема работы между работниками, транспортного обеспечения, организации рабочего времени и ин.
Планирование рабочая неделя является наиболее целесообразным и рациональным, поскольку предусматривает оперативное вмешательство в деятельность аудиторской фирмы, своевременное исправление ошибок или их недопускання. Для составления плана на неделю проводятся собрания работников аудиторской фирмы или собрание главных аудиторов (руководителей аудиторских групп (отделов)) с участием бухгалтера фирмы, других работников, где подводятся итоги деятельности за прошедший период (что сделано и что нужно сделать), какие проблемы возникли во время выполнения аудиторских проверок, а также причины, которые не позволили завершить аудиторские проверки или выполнить запланированный объем. На основе таких отчетов и с учетом предложений и возможностей фирмы планируется деятельность аудиторской фирмы на следующий период. Решение такого собрания является основой для определения руководителями отделов и групп плановых заданий и распределения их между своими работниками в соответствии с их функциональными обязанностями.
По содержанию оперативный план деятельности аудиторской фирмы может включать следующие основные положения:
сроки завершения (продолжение) аудита по заключенным договорам;
подписание новых договоров на выполнение аудита;
определены сроки начала и окончания аудита на новых объектах;
приняты меры по методического и информационного обеспечения деятельности аудиторской фирмы;
состав аудиторов и сроки их командировки в филиалы аудиторской фирмы для проведения аудита на объектах со сложными ситуациями;
социальные вопросы;
мероприятия по рекламе и привлечение потенциальных клиентив.
Планирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с требованиями Международных и Национальных нормативов аудита. Обязательным требованием является планирование каждой аудиторской проверки. При планировании аудита определяются цель, задачи проверки, способы и методы их достижения. Однако на современном этапе развития аудиторской деятельности планирования аудита ограничивается договоренности между аудиторской фирмой и фирмой-клиентом о сроке проверки, объем информации для проверки, условия ее получения и методы проверки, как правило, в устной форме или отражением в договоре на выполнение аудиторской проверки. Составление плана проверки в письменной форме является редкостью, однако в будущем это должно стать нормою.
В планах аудита должны быть учтены особенности хозяйственной деятельности клиента, что позволит четко определить общие задачи аудита, основные подходы и способы их решения. Правдивость аудиторской проверки зависит от достоверности финансовой информации. Достоверность последней проверяется по определенным критериям. Это, в свою очередь, требует сбора подробных свидетельств для подтверждения того или иного критерия. Для того, чтобы собрать такие показания, необходимо детализировать общие задачи аудита, чего можно достичь двумя путями:
определение задач для проверки каждого балансового счета;
определение задач для проверки отдельных хозяйственных процессов (снабжение, производство, реализация).
На этапе планирования аудита нужно определиться со способами детализации и составить в письменной форме общий (полный) план аудита и программу перевирки.
В плане аудита предусматриваются общие вопросы, основные направления проверки, этапы аудита и перечень работ по этим етапами.
При составлении общего плана проведения аудита следует учесть:
условия договора на проведение аудиторской проверки;
изменения в законодательстве относительно проведения аудита и ведения бухгалтерского учета согласно Положениям (стандартам) бухгалтерского учета (П (С) БУ);
форму бухгалтерского учета и учетную политику предприятия;
особенности хозяйственной деятельности клиента (отрасль, экономические условия развития)
уровень риска и условия, требующие особого внимания;
необходимость привлечения экспертов за другим, чем аудитор, специальности;
объем и достаточность аудиторских доказательств;
условия оформления и передачи аудиторских висновкив.
Итак, началом планирования аудита должна быть не момент подписания договора, а выбор и согласие клиента.
По составу планы аудита могут быть различными в зависимости от целей аудита и вида аудита. Процесс планирования аудита можно разделить на несколько этапов:
изучение потенциального клиента, одобрения и заключения договора на проведение аудита;
определение видов работ и срока их выполнения;
назначение конкретных исполнителей аудита и распределение объема работы между ними. Принятие решений о привлечении специалистов (экспертов) со стороны;
формы контроля качества и координации работ по осуществлению аудиту.
Изучение опыта Великобритании и США позволяет установить следующие этапы планирования аудита (рис. 1.3).
На основе общего плана составляют программы проверок. Программа представляет собой документ, содержащий детализированные задачи аудита и подход к их выполнению (проверка и подтверждение остатков на балансовых счетах, проверка хозяйственных циклов и операций и т.д.), процедуры, которые нужно выполнить, и срок их виконання.
Ряд аудиторских фирм практикуют разработку типовых программ проверок. Эти программы могут быть разработаны по направлениям проверок (аудит финансовой годовой отчетности, аудит отчетности объекта приватизации, аудит эмитента ценных бумаг, аудит коммерческого банка и др.)., А также за процедурами и этапами проверки (аудит денежных средств и расчетов, аудит необоротных активов , аудит финансовых и капитальных инвестиций, аудит налоговых обязательств и т.п.). Второй вид программ более широкий и детализирован. Наличие типовых программ позволяет быстро их подобрать и скорректировать для конкретно взятой аудиторской проверки. Программы проверки должны быть детализированными, вследствие чего их можно использовать как алгоритм для осуществления проверки и контроля за правильностью ее виконання.
В план и программу аудита можно вносить изменения также в процессе проверки в зависимости от деятельности конкретного объекта. Все изменения обязательно должны быть документально оформлены с обоснованием причин.
Оценка планирования аудита в Украине позволяет сделать вывод о его неудовлетворительность. Это объясняется непоследовательным развитием аудита в Украине и постоянными изменениями в законодательстве, регулирующем аудиторской деятельности, систему бухгалтерского учета, налогообложения и являются преградами для разработки стандартных программ аудиторских проверок. Кроме того, в этом направлении недостаточно работают профессиональные организации, действующих в Украине - САУ и АПУ.
Планирование является одним из первых и очень важных этапов процесса аудита. Теоретически предшествует планированию этап выбора, согласования заказчика и заключения договора. Однако на практике эти два этапа тесно связаны между собою.
Основной задачей этапа - выбора клиента - является изучение потенциального клиента с целью уменьшения аудиторского риска аудиторской фирмы. Это важный этап, которому уделяется большое внимание как в международных стандартах, так и в Национальных нормативах аудита. Процедуре выбора клиента придают особое значение, поскольку стандарты и нормативы аудита не могут предусмотреть всего разнообразия условий, ситуаций, возникающих при аудиторских перевирок.
Перед заключением договора на проведение аудита работники аудиторской фирмы проводят сбор информации о сельскохозяйственное предприятие-заказчика. Чаще всего такой сбор информации осуществляется неофициально, хотя возможно официальное информирование как со стороны заказчика, так и со стороны предыдущего аудитора или аудиторской фирмы. Для получения наиболее необходимой информации для оценки клиента и составления договора много аудиторских фирм используют справки о заказчике, самостоятельно разработанные фирмами. В этих справках должно быть название предприятия, фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера, форма собственности, организационная форма, отрасль, вид деятельности, желаемые аудиторские услуги и т.д.. Такая справка является официальной информацией, полученной от представителя замовника.
Информацию из других источников оформляют в виде анкеты или контрольного листа, где приводятся данные о состоянии отрасли, к которой относится предприятие, учредителя предприятия, финансовое состояние и платежеспособность, выводы предыдущей аудиторской проверки, состав и квалификацию руководителей, состояние бухгалтерского учета, наличие внутреннего аудитора, возможных пользователей финансовой информации заказчика, деловую репутацию сельскохозяйственного предприятия, известные конфликтные ситуации с органами государственной власти, партнерами, акционерами и др.. Такая информация помогает определиться со степенью предварительного аудиторского риска и возможностью сотрудничества с таким клиентом.
Заключительным документом на этом этапе является заключение договора с согласованным на основе предварительной информации клиентом.
Принципиальные подходы к планированию деятельности аудиторских фирм находят свое проявление в разработке плана и программы аудита конкретного предприятия.
1.3. Ознакомление с объектом аудита | 1.5. Планирование аудиторской проверки предприятия |