5.6. Аудит расходов на улучшение необоротных активов
Затраты на ремонт и обслуживание основных средств осуществляется для восстановления или поддержания ожидаемых от них будущих экономических выгод. Поэтому такие расходы списываются на расходы в момент их виникнення.Расходы, связанные с улучшением состояния основных средств, которые приводят к увеличению ожидаемых будущих экономических выгод, включают в балансовой стоимости основных засобив.
Примером такого улучшения являются:
модификация объекта основных средств с целью увеличения его полезной эксплуатации или увеличения его производственной мощности;
замена отдельных частей оборудования для повышения качества производимой продукции;
внедрения более эффективного технологического процесса, что позволяет уменьшить первоначально оценены производственные витрати.
Такие расходы накапливаются по дебету счета 15 «Капитальные инвестиции», а после завершения работ списываются с кредита этого счета в дебет счетов необоротных активов (10 «Основные средства», 11 «Прочие необоротные материальные активы» или 12 «Нематериальные активы»).
В зависимости от сложности, объема работ, характера и периодичности их проведения выделяют текущий, средний и капитальный ремонты, которые могут выполняться хозяйственным или подрядным способами. Поэтому к проверке операций, связанных с ремонтом основных средств, аудитор устанавливает правомерность проведения их ремонта, определив объем, сложность, характер и периодичность проведения работ. Последнее дает основание аудитору установить, к каким работам относятся проведены ремонтные работы (капитального, текущего или среднего). Надо обратить внимание на то, чтобы к текущему ремонту не были включены работы капитального характера, отличительной чертой которого является замена на новые основных частей основных средств или замена ведущих изношенных конструкций и т.п.. После этого устанавливается порядок проведения работ - хозяйственный или пидрядний.
При выполнении ремонтных работ и обслуживания подрядными организациями на основе заключенных договоров объектами проверки являются расчеты предприятия с ремонтными организациями, которые отображаются на счете 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Начисленные суммы по договорам подряда заносятся в состав производства или расходов (Д-т 23 «Производство», 91 «Общепроизводственные расходы», 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт», 941 «Расходы на исследования и разработки», 949 « Прочие расходы операционной деятельности », 641« Расчеты по налогам », К-т 55« Прочие долгосрочные обязательства ») с начислением платежей во внебюджетные фонды и содержанием налогов. Сохранение расходов на указанные счета возможно при условии, когда договором предусмотрено составление сметы на проведение ремонтных робит.
Сумма расходов, превышающей 10% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов, увеличивает балансовую стоимость отдельного объекта средств 1 группы или балансовую стоимость 2, 3 и 4 группы, расходы на ремонт основных средств в бухгалтерском учете согласно П (С) БУ 7 «Основные средства» включаются в состав расходов в полном объеме. Задачей аудитора является установление правильности определения объема и себестоимости проведенных ремонтных работ, использование по назначению средств, выделенных на проведение ремонта, перенос на валовые расходы предприятия или отнесения на увеличение балансовой стоимости основных засобив.
Расходы, связанные с нематериальными активами, возникающие после их приобретения или создания, заблаговременно списывают как расходы отчетного периода, в котором они понесены. Однако эти расходы могут быть капитализированы, т.е. добавлены к балансовой стоимости нематериального актива, если:
1) существует вероятность, что эти расходы приведут к увеличению первоначальных ожидаемых экономических выгод;
2) эти расходы можно достоверно оценить и отнести к конкретному активу.
Корреспонденцию счетов, связанных с улучшением и содержанием основных средств, приведены в табл. 5.12.
Если ремонтные работы выполняются физическими лицами, из последних должно быть дополнительно удержан (Д-т 66 «Расчеты по оплате труда» - К-т 64 «Расчеты по налогам») и перечислен в бюджет подоходный налог. Что касается затрат на ремонт основных средств, то нужно выяснить, были оприходованы пригодные для дальнейшего использования материальные ценности, соответствуют ли расходы, уплаченные подрядчику за фактически выполненные работы, данным сметы, прилагаемом к договору, с суммой, фактически уплаченной подрядчику . Крупные и средние предприятия могут иметь специальные ремонтные службы (цеха, участки).
Проверку капитального ремонта, выполненного хозяйственным способом, необходимо строить на анализе статей затрат, отнесенных на объекты, ремонтировались, а также сравнить их с данными нарядов-заданий и смет, чтобы выявить необоснованные отклонения. Аудитор должен ознакомиться с порядком документального оформления хозяйственных операций. В первичных документах (требование на отпуск материалов, наряды и др.) должно быть указано направление расходов (ремонтные работы). Аудитор может рекомендовать администрации предприятия составлять годовые планы проведения ремонтных работ с поквартальной разбивкой на основе дефектных ведомостей, что будет способствовать усилению контроля эффективного использования средств по назначению. Если капитальный ремонт проводил арендатор, необходимо установить, какие расходы он совершил, соответствуют ли они условиям договора об аренде, а также правомерность их отражения на счетах бухгалтерского учета. Если капитальный ремонт арендованных основных средств осуществляется в счет арендной платы, аудитор проверяет правомерность и целесообразность расходов на капитальный ремонт.
В налоговом учете расходы на ремонт отражаются в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий», то есть расходы в пределах 10% совокупной балансовой стоимости основных средств на начало года списываются на увеличение валовых расходов, тогда как сумма, превышающая такие расходы, амортизируется по нормами определенной группы.
5.5. Аудит арендованных необоротных активов | ГЛАВА 6. АУДИТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |