7.1. Цели и задачи аудита

Цель аудита - установить соблюдение предприятием действующего законодательства по оплате труда и правильность отражения хозяйственных операций в учете.
Задача аудита - установить:
эффективность внутреннего контроля расходов на оплату труда;
обоснованность технико-экономических показателей сельскохозяйственного предприятия;
правильность расчетов выработки за выполненные работы и предоставленные услуги и их отражение в учете;
правильность определения объема работ (наличие фактов приписок работ);
обоснованность выплат заработной платы по трудовым соглашениям и достоверность отражения в учете;
правильность заключения трудовых соглашений;
обоснованность размеров дополнительной оплаты и премий;
соблюдение установленного порядка отнесения затрат на оплату труда на себестоимость продукции;
соблюдение ставок, сроков льготного налогообложения совокупного дохода работников аграрных предприятий;
правильность определения размера совокупного дохода, подлежащего налогообложению;
полноту и правильность проведенных по окончании года перерасчетов подоходного налога, соответствующих начислений или удержаний;
своевременность перечислений в бюджет удержанных сумм налогов и обязательных платежей;
соблюдение установленного порядка депонирования заработной платы и своевременности перечисления депонированных сумм по истечении срока исковой давности;
резервирование средств для оплаты отпусков
соблюдение указаний по организации бухгалтерского учета в Украини.
Объекты аудита затрат труда и его оплаты:
использования трудовых ресурсов;
соблюдение правил внутреннего распорядка и трудовой дисциплины;
соблюдение трудового договора, а также положение об оплате труда на предприятии;
использования рабочего времени;
состояние нормирования труда;
правильность применения норм выработки и минимальных доходов;
показатели производительности труда;
обоснованность плана выполнения работ;
учет отработанного времени и начисленной оплаты труда;
состояние расчетов с депонентами;
правильность включения выплат в фонд основной заработной платы и поощрения;
планирования и использования фонда оплаты труда;
операции по начислению заработной платы, дополнительной оплаты, поощрений и натуральной оплаты;
законность и правильность установления окладов, надбавок и других выплат;
правильность применения норм выработки и расценок;
законность и правильность проведенных удержаний из заработной платы работников;
правильность и полнота расчетов по отчислениям в Пенсионный фонд и Фонд социального страхування.
Источники информации:
законодательные акты;
нормативно-правовые документы;
договорная документация;
производственно-финансовые планы, бизнес-планы, хозрасчетные задания;
служебно-распорядительные документы;
исполнительные листы и решения судебно-арбитражных организаций;
первичные документы по учету труда и его оплаты (наряды на сдельную работу, учетные листки тракториста-машиниста, расчет начисления оплаты труда работниками животноводства, дорожные листья автомобиля, табель учета рабочего времени и т.п.);
накопительные ведомости учета использования машинно-тракторного парка, автотранспорта;
журналы учета работ и затрат;
расчетно-платежные ведомости, сводные ведомости начисления оплаты труда по составу и категориям работников, лицевые счета;
первичные документы по учету продукции (реестры приема зерна, дневники поступления сельскохозяйственной продукции, журналы учета надоя молока, акты на оприходование приплода животных и др..)
регистры синтетического и аналитического учета;
материалы инвентаризации;
статистическая и финансовая звитнисть.
Эффективность и своевременность аудиторской проверки обусловливает определенную ее последовательность, включающий следующие этапы:
выявление наличия утвержденных в установленном порядке документов для внутреннего пользования сельскохозяйственным предприятием (правил внутреннего трудового распорядка, положений об оплате труда, премировании, нормы и расценки, трудовые соглашения, контракты, соглашения об аренде и внутрихозяйственный расчет)
установление соответствия документов, разработанных сельскохозяйственными предприятиями, действующему законодательству по оплате труда;
проверка обоснованности производственной программы, определения фонда оплаты труда на прогнозируемый объем работ, тарифных ставок, расценок должностных окладов и оплаты по контракту;
проверка правильности расчетов по оплате труда в денежной и натуральной формах, окончательных расчетов за продукцию в конце года;
соблюдения установленного порядка налогообложения и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
оценка состояния учета, отчетности по труду и заработной платы, внутренне-хозяйственного контроля использования рабочего времени и фонда оплаты труда.
Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА 7.2. Аудит определения и использования фонда оплаты труда