7.2. Аудит определения и использования фонда оплаты труда
Аудит обоснованности определения и использования фонда оплаты труда включает проверку:соблюдения сельскохозяйственным предприятием действующего законодательства по оплате труда;
выбора рациональных и прогрессивных форм оплаты труда;
правильности определения фонда оплаты труда в соответствии с производственной программой, численности работников, норм выработки, тарифных разрядов, расценок, нагрузка по обслуживанию животных, штатных нормативов;
правильности определения расценок за единицу продукции в растениеводстве и животноводстве;
внедрение прогрессивных расценок;
обоснованности размера фонда оплаты труда в обслуживающих производствах
определения фонда оплаты труда административно-управленческого персонала;
целесообразности внедрения контрактной формы оплаты труда;
оптимальной структуры источников формирования фонда оплаты труда;
соблюдение установленного группировки в бухгалтерском учете средств, направляемых сельскохозяйственным предприятием в фонд оплаты труда;
эффективности использования фонда оплаты труда на предприятии, категориям работников, в производственных подразделениях и отраслях сельскохозяйственного виробництва.
Обоснованность определения фонда оплаты труда проверяется через соблюдение сельскохозяйственным предприятием внутрихозяйственных документов по оплате труда: Положение об оплате труда, правил внутреннего распорядка, коллективного договора, Положения о внутрихозяйственный расчет, аренду, коллективного подряда, норм и расценок, контрактов, договоров тощо.
Анализ внутрихозяйственных документов по оплате труда необходимо сосредоточить на оценке произведенных сельскохозяйственным предприятием форм и систем оплаты труда, их целесообразности и прогрессивности для конкретных условий хозяйствования. Правильность определения фонда оплаты труда в значительной мере зависит от правильного определения расценок за единицу продукции в растениеводстве и животноводстве. Аудитор должен оценить целесообразность использованной методики для определения расценок за 1 ц отдельных видов валовой или реализованной продукции в целом на предприятии, в отдельных бригадах, звеньях, арендных коллективах, расчетов прогрессивных расценок за продукцию с учетом роста урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности тварин.
В результате проверки определения фонда оплаты труда в растениеводстве и животноводстве необходимо установить правильность расчета тарифного фонда, а также целесообразность различных доплат (надбавок).
Для того, чтобы установить обоснованность размера фонда оплаты труда в растениеводстве и животноводстве, аудитору следует учесть специализацию хозяйства, выступает в различных формах, а также то, что сельское хозяйство представляет собой комплекс отраслей различного уровня. Последние влияют не только на организацию труда, но и на обоснование расценок и размера фонда оплаты труда. Цель проверки правильности определения фонда оплаты - выявить обоснованность фонда оплаты труда и рациональность использования коштив.
Обоснованность определения фонда оплаты труда в растениеводстве нужно проверять: в целом по отрасли, в разрезе отраслей второго уровня (полеводства, овощеводства, садоводства, виноградарства, луговодства), а также отраслей третьего уровня, выделившихся на основе земледелия, зернопроизводства, свекловодства, льноводы- ства, хмелеводства, кормопроизводства тощо.
Основой проверки тарифного фонда должны быть технологические карты, по которым определяется обоснованность объемов работ по производственной программе с учетом прогрессивности технологий производства, организации выполнения работ, соответствия норм, тарифных разрядов и ставок, используемые для расчета фонда оплаты труда, утвержденного сельскохозяйственным пидприемством.
Оценка обоснованности тарифного фонда в животноводстве также проводиться как в целом по отрасли, так и в разрезе отраслей второго уровня: скотоводства, свиноводства, овцеводства, птицеводства, коневодства и третьего уровня, выделяемых на основе скотоводства (молочного скотоводства, молочно-мясного , мясо-молочного, мясного).
В животноводстве проверка обоснованности расчетного (прогнозируемого) тарифного фонда осуществляется исходя из технически обоснованных норм обслуживания животных, установленных еще в условиях командно-административной экономики, которые определяют: нормативную численность работающих, значение этого показателя в других экономических аграрных предприятиях, а также тарифных ставок при различных условий продуктивности животных и уровня механизации робит.
Проверка правильности расчета фонда оплаты обслуживающих производств (ремонтных мастерских, автогаражей т.п.) должно происходить на основе прогнозных объемов работ, норм выработки (нормативов затрат времени), скорректированных и утвержденных конкретным предприятием, а также тарифных ставок, окладов, положений об оплате праци.
Обоснованность определения фонда оплаты труда административно-управленческого персонала аудитор должен проверять с учетом права сельскохозяйственных предприятий на использование нормативов, рекомендованных ранее, с учетом конкретных условий хозяйствования, а также законодательно предусмотренной контрактной системы оплаты праци.
Проверка фонда оплаты труда, рассчитанного на основе штатного расписания и нормативов, проводится сравнением расчетного объема фонда, с составляющими расчета (штатов и нормативов) по группам предприятий и размерам реализации (валового производства) продукции, утвержденным штатным расписанием, положением об оплате труда административно-управленческого персонала и специалистов сельскохозяйственного пидприемства.
При проверке контрактной формы оплаты труда аудитор должен учитывать, что контракт - особая форма трудового договора с определенным сроком его действия (от 1 до 5 лет), где права, обязанности и ответственность сторон, условия материального обеспечения, организации труда и расторжения договора устанавливаются по соглашению сторон. Задача аудитора - проверить правильность применения контрактной системы оплаты труда, чтобы материальное обеспечение руководителя предприятия зависело от результатов производственно-хозяйственной деятельности (прибыли), рентабельности, фондоотдачи, соотношение между темпами прироста фонда потребления и производительности праци.
Оценивать условия контракта с материального стимулирования необходимо на основе действующего законодательства по оплате труда, Положение об оплате труда сельскохозяйственного пидприемства.
Для правильного определения фонда оплаты труда следует проверить правомерность включения в него различных доплат: за классность, стаж работы, звание мастера, класса квалификации, совмещении профессий, персональных надбавок тощо.
Важным направлением аудиторской проверки является проверка соблюдения сельскохозяйственным предприятием Инструкции по статистике заработной платы, источников формирования фонда оплаты труда и правильности отражения их в бухгалтерском учете и отчетности. Аудитор должен сравнить отражения в бухгалтерском учете и отчетности средств, предназначенных для оплаты труда, и полученных работниками как владельцами ценных бумаг и вкладов в имущество в установленном порядке, по следующим направлениям: расходы на оплату труда, отнесенные на себестоимость продукции, а также эксплуатационные расходы других производств и хозяйств, находящихся на балансе основной деятельности; выплаты в денежной и натуральной формах как компенсационные и поощрительные выплаты (социальные и трудовые льготы) сельскохозяйственного предприятия; доходы, выплаченные работникам по ценным бумагам и вкладам в имущество пидприемства.
Проверку правильности отражения в бухгалтерском учете расходов на оплату труда следует сосредоточить по двум направлениям:
выплат из фонда оплаты, относимых на себестоимость продукции;
выплат, отнесенных на прочие операционные расходы сельскохозяйственного пидприемства.
Особое внимание надо обратить на правильность отражения в учете расходов из фонда оплаты труда, относятся на себестоимость продукции (на дебет счетов 23 «Производство», 24 «Брак в производстве», 25 «Полуфабрикаты», 90 «Себестоимость реализации», 91 «Общепроизводственные расходы »), оплаты по сдельным расценкам, почасовых тарифных ставках и окладах, доплат за работу согласно законодательству в особо тяжелых условиях труда, оплат за сверхурочные часы, выходные, праздничные дни; оплат ежегодных отпусков, гарантированных компенсаций за неотработанное время в соответствии с законодательством о труд (льготные часы подростков, выполнение государственных и общественных поручений и др.)., стоимости продукции, выдают в качестве натуральной оплаты труда; доплат за вредные условия труда, оплат, начисленных в конце года за фактически полученную продукцию, окончательных расчетов по принятым на предприятии расценкам за единицу продукции тощо.
Следующим этапом проверки является правомерность отражения в учете и отчетности предоставленных работникам льготных выплат, дополнительных отпусков сверх тех, которые предусмотрены законодательством, надбавок к пенсиям, оплате путевок за счет предприятия, предоставления материальной помощи, выплат премий, не связанных с производственными результатами, дивидендов , процентов на акции, вклады членов трудового коллектива, начисленных працивникам.
Проверка обоснованности определения фонда оплаты труда обусловливает проверку его использования в соответствии с объемом выполненных работ. Для этого сравнивают расчетный (прогнозируемый) фонд оплаты труда с фактическим и определяют абсолютную экономию или его перерасхода, оказывающие влияние факторов на отклонение (изменение численности работников и среднегодового заработка), в условиях высоких темпов инфляции нужно учитывать их уровень по официально установленным коэффициентам. Такой анализ целесообразно проводить и по уровню использования производственной программы также позволяет определить относительную экономию или перерасход фонда споживання.
В случае перерасхода фонда оплаты труда анализируют причины: приписки объемов работ, применения завышенных расценок, снижения норм, применения почасовой оплаты труда вместо сдельной, снижение уровня механизации работ, преимущественное использование ручного труда, нарушения штатной дисциплины, необоснованное начисление премий, дополнительной оплаты, недостатки в организации труда, снижению урожайности, продуктивности животных тощо.
Такой анализ использования фонда оплаты труда осуществляется не только в целом на предприятии, но и по категориям работников, за производственными подразделениями и отраслями сельскохозяйственного виробництва.
Проверяя фонд оплаты труда внештатного состава работников, следует иметь в виду, что он может расходоваться только в пределах утвержденных сумм и на цель, предусмотренную сметой.
7.1. Цели и задачи аудита | 7.3. Аудит расчетов по оплате труда |