9.1. Цель и задачи аудиторской проверки
Цель аудита - подтвердить правильность отражения в учете и своевременность расчетов предприятий с покупателями и поставщиками, заказчиками и подрядчиками, бюджетом, государственными целевыми фондами, прочими дебиторами и кредиторами.Задача аудита - установить:
законность возникновения дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
своевременность погашения задолженности;
правильность отражения в учете расчетов с дебиторами и кредиторами;
целесообразность мер, принятых предприятием по ликвидации причин, повлекших просроченную задолженность;
соблюдения законодательства по расчетам с подотчетными лицами и правильность отражения их в учете;
соблюдение условий кредитного договора, целевое использование кредита;
правильность отнесения процентов за пользование кредитом на счета бухгалтерского облику.
Объектами аудита являются расчетные и кредитные операции по:
расчетам с поставщиками и заказчиками;
авансам, поступивших на предприятие;
налогами, подлежащих уплате в бюджет;
платежам в государственные целевые фонды;
претензиями и возмещением материального ущерба;
целевым использованием и своевременным погашением кредитов банков;
расчетам с подотчетными лицами предприятия;
расчетами за другими операциями.
Источниками информации для аудита операций по долгосрочным и текущими обязательствами являются:
приказ об учетной политике предприятия;
первичные документы по учету долгосрочных и текущих обязательств;
учетные регистры, используемые для отражения операций по учету долгосрочных и текущих обязательств;
аудиторские заключения и другие документы, обобщающие результаты контроля;
звитнисть.
Аудит расчетов предусматривает проверку данных, отраженных на счетах и субсчетах бухгалтерского учета: 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 371 «Расчеты по выданным авансам», 361 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 683 «Внутрихозяйственные расчеты», 374 «Расчеты по претензиям », 377« Расчеты с прочими дебиторами », 372« Расчеты с подотчетными лицами », 641« Расчеты по налогам и платежам », 642« Расчеты по обязательным платежам и сборам », 643« Налоговые обязательства », 644« Налоговый кредит ».
Для проверки расчетных операций предприятия используют различные методы. Аудитор проводит сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов. Метод аудиторской проверки аудитор определяет в зависимости от количества предприятий, участвующих в расчетах. В практике аудита преимущество отдают выборочному способу.
Независимо от метода проверки аудитору необходимо установить:
правильность отражения в бухгалтерском балансе остатков задолженности;
причины возникновения задолженности, сроки ее возникновения (давность) и виновников этого;
реальность возвращения задолженности (наличие актов сверки расчетов или гарантийных писем, где должники признают свою задолженность и соблюдение сроков исковой давности);
мероприятия предприятий, направленные на погашение задолженности, соблюдения требований П (С) БУ 10 «Дебиторская задолженность».
При проверке расчетных и кредитных операций аудитор прежде всего должен ознакомиться с перечнем субъектов хозяйствования, а также физических лиц, с которыми предприятие осуществляет расчеты, изучить динамику кредиторской задолженности и установить соответствие данных, полученных по расчетам, данным бухгалтерского учета. Это позволит аудитору выяснить качество внутреннего контроля за расчетами со стороны бухгалтерии, выявить случаи искажений отчетных данных по этому объекту облику.
Общие методические основы проверки расчетных и кредитных операций следующие:
по данным бухгалтерского учета (счета 50-68) обнаруживают суммы кредиторской задолженности, использовав подтверждения кредиторов о суммах, которые им принадлежат;
сверяют остаток задолженности, отраженной на балансе на начало периода проверки по каждому виду расчетов, с остатком в учетных регистрах и актам взаимосверки расчетов с поставщиками и подрядчиками;
проверяют записи по каждому виду расчетов в регистрах, а также документах, которые служили основанием для таких записей. Проверку проводят последовательно по каждому счету и месяцем, то есть каждая запись аналитического счета по каждой сумме того или иного вида расчетов сверяют с данными документов, а также с записями в Главной книге с соответствующими корреспондирующими счетами;
устанавливают законность проведенных операций по каждой сумме заборгованости.
Каждый вид расчетов имеет свои особенности, которые следует учитывать в методике аудиту.
Для решения поставленных перед аудитором задач проверку рекомендуется начинать по расчетам с поставщиками и подрядчиками, после чего проверяют расчеты с бюджетом, органами социального страхования и другими кредиторами. Конце осуществляют проверку кредитных операций.
В случае проведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками целесообразно учесть типичные нарушения из этих операций (табл. 9.1).
ГЛАВА 9. АУДИТ РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ | 9.2. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками |