10.2. Классификация отчетности и ее пользователи
С целью упорядочения составления отчетности ее классифицируют по следующим наиболее распространенными признаками: содержанием и источниками формирования, срок подачи, степени обобщения, объемом, периодичностью представления, охвату видов деятельности, распространением на отрасли народного хозяйства, характером направления и использования, степени использования вычислительной техники.Module . Прежде всего следует различать отчетность по строению:отчетность, в которой информация приводится по состоянию на определенную дату (она содержит моментные показатели);
отчетность, содержащая информацию за определенный (отчетный) период (ее составляют интервальные показатели).
По содержанию и источниками формирования различают статистическую, финансовую, налоговую, специальную, внутрихозяйственного (управленческого) звитнисть.
Статистическая отчетность содержит информацию, которая необходима для статистического изучения хозяйственной деятельности предприятий и построения макроэкономических показникив.
Финансовая отчетность содержит информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период. ее составляют с соблюдением балансового обобщения учетной информации. Этот принцип заложен в структуру отчетных форм, во внутренней и мижформовий увязке показникив.
Налоговая отчетность содержит информацию о валовые доходы и валовые расходы, финансовые результаты и расчет сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а также излишне уплаченных сумм, подлежащих видшкодуванню.
Специальная отчетность подается по вопросам расчетов и использования средств фонда социального страхования, пенсионного фонда, фонда занятости тощо.
Внутрихозяйственная (управленческая) отчетность отражает необходимую информацию для принятия решений на уровне структурных подразделений и разрабатывается предприятием самостийно.
Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского облику.
По срокам представления различают нормативную и срочную отчетность. Нормативная подается на определенную дату, срочная - в срок до 25 дней после окончания отчетного периоду.
По степени обобщения отчетность разделяют на первичную, подаваемого предприятиями, и сводную, обобщающий данные первичной отчетности в рамках министерств и видомств.
По объемам отраженных результатов деятельности различают полное и сокращенное звитнисть.
По периоду времени, за который характеризуется деятельность предприятия, т.е. по периодичности представления различают летнюю и промежуточную (ежеквартальную, ежемесячную) звитнисть.
С точки зрения охвата видов деятельности отчетность может отражать все виды деятельности, которой занимается предприятие, или ограничиваться только основным из них.
С точки зрения распространения на отрасли народного хозяйства отчетность является типичной и отраслевой. Типовые формы отчетности применяют для отражения учетных данных одинакового содержания, отраслевые содержат показатели по специфическим видам дияльности.
По характеру направления различают внутреннюю отчетность, предназначенную для внутреннего управления предприятием и внешнюю, которая выходит за пределы предприятия и подается органам исполнительной власти, другим користувачам.
Отчетность по способу представления пользователям разделяют на поданную почтовой связью, телеграфом, электронной почте или поданную власноруч.
Общую схему классификации отчетности приведены на рис. 10.2.
Предприятия, имеющие дочерние предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, составляют и представляют консолидированную финансовую отчетность. Консолидированная финансовая отчетность отражает финансовое положение и результаты деятельности юридического лица и его дочерних предприятий как единой экономической одиници.
Объединение предприятий, кроме собственной отчетности, составляют и подают сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, которые входят в их состав. Объединением предприятий является соединение отдельных предприятий в результате присоединения одного предприятия к другому или в результате получения контроля одним предприятием над чистыми активами и деятельностью другого предприятия. Объединение предприятий может происходить в виде приобретения или в форме слияния (в этом случае ни одна из сторон не может быть определена как покупатель). Все это обусловливает требования к раскрытию информации, особенности составления финансовых отчетов объединений пидприемств.
Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, основанные на государственной собственности, и органы, которые осуществляют управление имуществом предприятий, основанных на коммунальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и подают сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, принадлежащих к сфере их управления. Указанные органы также отдельно составляют сводную финансовую отчетность относительно хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся соответственно в государственной и коммунальной собственности. Сводная финансовая отчетность составляется по основной деятельности предприятий промышленности, строительных и проектных организаций, капитального строительства, научных организаций, снабженческо-сбытовых и предприятий и организаций торговли и общественного питания, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, бытового обслуживания, транспорта, связи, жилищно- коммунального хозяйства, организаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог, правлений общественных организаций и их подразделений, других видов деятельности. Перечень видов деятельности, по которым составляется сводная финансовая отчетность, утверждено приказом Министерства финансов Украины от 24 февраля 2000 № 37.
Финансовая отчетность обеспечивает информационные потребности пользователей относительно:
приобретения, продажи и владения ценными бумагами;
участия в капитале предприятия;
оценки качества управления;
оценки способности предприятия своевременно выполнять свои обязательства;
обеспеченности обязательств предприятия;
определения сумм дивидендов, подлежащих распределению;
регулирование деятельности предприятия, других ришень.
Пользователями финансовой отчетности являются имеющиеся и потенциальные инвесторы, работники, поставщики и другие торговые кредиторы, заказчики, правительство и правительственные учреждения, общественность, другие физические и юридические лица. Они используют финансовые отчеты для удовлетворения потребностей в финансовой информации. Такие потребности, в частности, имеют:
инвесторы - лица, которые дают венчурный капитал, и их консультанты, обеспокоены риском, присущим инвестициям и доходам от этих инвестиций. им нужна информация, которая помогает определить, что необходимо делать: покупать, держать или продавать. Акционеры также заинтересованы в информации, что позволяет им оценить способность предприятия выплачивать дивиденды;
работники и группы их представителей, которые заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности работодателей. Они также заинтересованы в информации, которая дает им возможность оценить способность предприятия обеспечивать оплату труда, пенсию и занятость;
заимодавцы, которые заинтересованы в информации, которая дает им возможность определить, будут ли их займы и проценты с суммы займов уплаченные своевременно;
поставщики и другие торговые кредиторы, которые заинтересованы в информации, которая дает им определить, будут вовремя оплачены долги им суммы. Вероятно, что торговые кредиторы будут интересоваться предприятием в течение более короткого промежутка времени по сравнению с заем, если только они не зависят от существования предприятия как главного клиента;
клиенты, которые проявляют интерес к информации о непрерывности деятельности предприятия, особенно в случаях, когда они имеют долгосрочные соглашения с предприятием или зависят от него;
правительство и правительственные учреждения, которые заинтересованы в размещении ресурсов, а следовательно, и в деятельности предприятия. Информация им также нужна для того, чтобы регулировать деятельность предприятий, определять налоговую политику и как основа статистических данных о валовом внутреннем продукте (ВВП) и т.д.;
общественность. Предприятия влияют на членов общества по-разному. Например, предприятия могут производить существенный вклад в местную экономику различными путями, в том числе обеспечивая занятость. Финансовые отчеты могут помочь общественности предоставлением информации о последних тенденций и достижений в социальной сфере предприятия и объемов его дияльности.
С точки зрения отношения к предприятию пользователей финансовой информации можно разделить на внутренних (акционеры, высший управленческий персонал и др..) И внешних (инвесторы, правительство и правительственные органы и др..). Последние, в свою очередь, могут иметь прямой финансовый интерес к предприятию (т.е. быть в результатах деятельности предприятия - инвесторы, кредиторы и др.). Или косвенный (государственные органы).
Следует отметить, что финансовая отчетность должна удовлетворять потребности тех пользователей, которые не могут требовать отчетов, составленных с учетом их информационных потребностей.
10.1. Понятие и принципы построения отчетности | 10.3. Порядок составления , представления и обнародования финансовой отчетности |