4.1. Счета бухгалтерского учета , их сущность, структура и строение

осмотр в предыдущем разделе истории развития баланса показал, что он и связана с ним посредством обязательного двойной записи система счетов является той методической основой, на которой и в наше время строится теория бухгалтерского учета. Равенство актива и пассива баланса, система счетов и двойная запись - это и есть те классические принципы, которые утверждают учет как средство контроля, фиксируют наличие естественно присущих ему контрольных функций.
Известно, что на каждом предприятии осуществляется огромное количество разнообразных хозяйственных операций, каждая из которых соответственно влияет на баланс. А чтобы сделать этот процесс доступным и возможным для управления, хозяйственные операции недостаточно регистрировать в книгах или журналах: возникает потребность в группировке и систематизации этих операций на основе четко определенной методологии и методики. Это требует разработки специальных правил, утверждение в установленном порядке системы нормативно-правовых актов, создание механизма накопления, обработки и передачи учетной информации, необходимой для осуществления процесса управлиння.
Процесс накопления информации начинается с момента оформления первичного документа. Создается массив данных, который отражает различные факты производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Эти факты необходимо сгруппировать в отдельные массивы по соответствующим признакам и систематизировать по видам активов, собственного капитала и обязательств.
Счета, как и другие составляющие метода бухгалтерского учета, имеют свою историю. Сначала их рассматривали только как сам процесс подсчета чего: денег, материалов и сырья, различных запасов и т.д.. Поэтому того, кто подсчитывает, называли счетоводом. Впоследствии того, кто ведет счетные книги, стали называть бухгалтером - от нем. Bush - гнига и halten - тримати.
Слово «бухгалтерия» имеет сегодня двойное значение. Первое - это счетоводство, отчетность, умение вести счетные книги. Второе - это структурное подразделение предприятия, который должен обеспечить всех пользователей своевременной и правдивой учетной информации для управления и принятия ришень.
Оценивая роль и значение счетов в систематизации и накоплении учетной информации, необходимо подчеркнуть, что они играют решающую роль в определении формы бухгалтерского учета на каждом предприятии. Ни одна другая составляющая метода не влияет на выбор формы бухгалтерского учета так, как это делают рахунки.
Итак, суть счетов бухгалтерского учета заключается в группировке и систематизации хозяйственных операций по соответствующим признакам и видам хозяйственных средств и источников их образования, что создает отлаженную систему текущего бухгалтерского учета на пидприемстви.
Назначение счетов - служить средством отображения и текущего контроля хозяйственных операций, охватывающих наличии и движении хозяйственных средств, собственного капитала и обязательств, а также процессов, связанных с использованием трудовых ресурсов и фондов оплаты труда, использованием основных средств, приобретением (заготовкой ) предметов труда и их потреблением, учетом процесса производства и реализации.
Как составная метода бухгалтерского учета система счетов находится в тесной взаимосвязи с другими его составляющими (элементами), в частности документацией, двойной записью, оценке, балансом, отчетностью. Калькуляция и инвентаризация также являются обязательными, но они носят эпизодический характер и используются в конце соответствующих отчетных периодов (месяц, квартал, полугодие, год).
Для каждого вида активов и обязательств открывают отдельные счета. Если на счете учитываются активы, то этот счет будет активным, а если обязательство - пассивным. Активные счета отличаются от пассивных своему построению, т.е. тем, что именно учитывается по дебету и на кредите счета, а также формальному признаку - местом записи остатка: если остаток записано с левой стороны (дебет), то этот счет активный, с правой стороны - пассивный .
В процессе отражения хозяйственных операций между счетами возникает связь, которая называется корреспонденцией. Но к отражению каждую хозяйственную операцию следует классифицировать (разметить) согласно возможностью ее отображения на определенном бухгалтерском счете. Этот процесс разметки хозяйственных операций по счетам называется котировкой. Хозяйственные операции, контировани и записаны на бухгалтерских счетах под отдельным номером, выступают в качестве бухгалтерской статьи (проведения).
Проведение бывают простые, касающиеся только двух счетов (один активный и один пассивный), и сложные, касаются нескольких рахункив.
В активных счетах увеличение происходит по дебету, в пассивных - на кредите. Чтобы вывести конечный остаток по активному счету, необходимо к начальному остатку по дебету добавить оборот по дебету и вычесть оборот по кредиту. Остаток (сальдо) на конец соответствующего периода будет на дебете. Вывод конечного сальдо по пассивным счетом происходит в противоположную образом. Оборот является итоговой суммой операций по дебету и кредиту рахунка.
Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета с соблюдением принципа двойной запису.
С помощью счетов бухгалтерского учета обеспечивается получение достоверной информации, которая может использоваться на разных уровнях управления: на микроуровне используются как данные текущего учета, так и отдельная синтезирована информация в форме оборотного и сальдового баланса, специально подготовленных данных об использовании внеоборотных и оборотных активов, о финансовом состояние и платежеспособность предприятия. На макроуровне данные предприятия используются в форме официальной звитности.
Потребность в разносторонний информации для управления определило структуру и построение и самих счетов бухгалтерского учета. Внешне каждый счет (независимо от того, активен он или пассивный) имеет вид, показанный на рис. 4.1.

Активные и пассивные счета различаются по расположению сальдо (рис. 4.2).
Структуру счетов определено самой природой бухгалтерского учета, поскольку процессы управления требуют четкого отображения различных хозяйственных операций. А потому в каждом счете должно быть четко определено начальное сальдо, движение хозяйственных средств, конечное сальдо (рис. 4.3).
Приведенные схемы счетов являются классическими и их всегда применяют как учебный вариант. В практической деятельности предприятий ситуация иной: каждый счет имеет свое место в журнале, книге, сведения (регистре), которые открываются для обеспечения текущего учета наличия и движения средств хозяйства и источников их образования. Построение книг и журналов, в них размещены соответствующие счета, определяется формой бухгалтерского учета, а потому они могут быть односторонними или двосторонними.
Форма регистров для текущего учета процессов деятельности предприятия определяется методами учета затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Особенно это касается учета затрат на производство, где в специальных регистрах накапливаются затраты по статьям калькуляции (элементам затрат) в разрезе видов продукции виготовляеться.
Счета, включены в соответствующие книги, журналы, сведения, выступают как генераторы учетной информации, дают возможность получать развернутую систематизированную информацию, которая затем обобщается по необходимым направлениям для эффективного его использования в управлинни.
При автоматизации информация накапливается также в разрезе счетов бухгалтерского учета, но не в соответствующих регистрах, а в форме машинограмм, распечатка которых с электронно-вычислительных машин надо делать на 1-е число каждого месяца.
ГЛАВА 4. СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДВОЙНОЙ ЗАПИСЬ 4.2. Порядок отражения хозяйственных операций на счетах и определения оборотов и сальдо