1.2. Управление - наука или искусство?
В сегодняшней практике нередко применяется закон Х.Л. Менке-на: "Кто умеет - работает, кто не умеет - учит других, кто не может учить-управляет, кто не умеет управлять - правит".Действительно, в руководящее кресло пытаются сесть технологи и конструкторы, художники и врачи, артисты и политические деятели. В одних что-то получается, других постигнет неудача. Почему так получается? Необходимость найти ответы на эти вопросы развила такую область человеческих знаний, как управлиння.
Сегодня существует две точки зрения на эту область знаний. Люди, которые имеют склонность к системному анализу и обобщению, представляющих науку управления как науку о сложных системах, их характеристики и классификации. Прагматики же, которые строят свои выводы на здравом смысле, опыте или интуиции, не отвергая научности управления, используют термин "искусство управления".
Управленческая мысль XX в. делает особый упор на превращение управления в науку. Лютер Гьюмек, теоретик в области управления, заявляет, что оно становится наукой потому, что, во-первых, систематически изучает явления, которые можно сгруппировать в различные теории, во-вторых, пытается на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей, в-третьих, сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества. Основа любой науки - это возможность объективно измерить явления, которые изучаются. Многие процессы в управленческой практике трудно поддаются измерению вследствие того, что отсутствует механизм их описания и анализа. Это дает возможность руководителям-практикам утверждать, что управление является скорее искусство, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве могут овладеть только люди, имеющие к этому талант.
О том, что управление - это сложная наука, говорит главный аргумент научности - наличие его общих принципов, определяющих различные аспекты управления системами, а также собственная методология и конкретные методики осуществления процесса управлиння.
Существенный вклад в развитие теории управления внесли математика, статистика, инженерные науки, которые помогли смоделировать, оптимизировать або
количественно обосновать управленческие явления, которые ранее не подвергались вимирюванню.
С появлением экономико-математических методов и ЭВМ наступила эра перехода от качественного описания управленческих ситуаций, возникающих, к количественному их анализа и обоснования. Сейчас в науке управления идет замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Это доказывает, что управление - это наука, хотя и достаточно молода.
Любая наука имеет свой предмет исследования. В данном случае к предметам, которые исследуются наукой управления, относятся явления и процессы, характерные для определенного класса систем.
Искусство управления. В управлении, как и в любом виде человеческой деятельности, есть нечто такое, что не поддается количественному анализу. Это "нечто" относится к искусству управления. Обоснование искусства управления, которым обладают только отдельные люди, является частью науки управления. С другой стороны, овладеть искусством любой профессии, в том числе и профессии управленца-менеджера, можно только с помощью познания науки управлиння.
Выдающийся менеджер нашей эпохи Ли Яккока, пройдя через сложный и интересный путь познания науки и практики управления, смог сформулировать такие подходы к овладению искусством управления f 134, С. 67-78]
Умение контактировать с людьми - это все и вся.
Чтобы иметь успех в бизнесе, как и везде, самое главное - это уметь сосредоточиться и рационально использовать свое час.
Тому, кто хочет стать специалистом в области решения любых задач в бизнесе, необходимо прежде всего научиться определять приоритети.
Необходимо регулярно задавать несколько вопросов своим ведущим работникам:
Какие задачи Вы ставите себе на ближайшие три месяца?
Каковы Ваши планы, приоритеты, надежды?
Вы собираетесь сделать для их осуществления?
5. Регулярно, раз в три месяца, каждый менеджер должен сесть за стил
рядом со своим непосредственным руководителем, чтобы подвести итоги зробле
ного и определить цели на следующий квартал.
6 должен быть порядок письменного и изложения какой-либо идеи - это первый шаг к воплощению ее в життя.
Иногда необходимо пойти на риск, а потом исправлять ошибки, допущени.
Важнейшие решения в корпорациях фактически принимаются не коллективными органами, не комитетами, а отдельными особами.
Менеджеры должны не только уметь принимать своевременные решения, им принадлежит также роль мотиватора.
Единственный способ настроить людей на энергичную деятельность - это общаться с ними.
Если хотите человека похвалить, сделайте это в письменной форме, а если хотите его висвариты, лучше сделайте это по телефону.
Не старайтесь выполнять работу, которую должны делать инши.
Главной причиной, по которой способны люди не могут сделать карьеру, является то, что они плохо контактируют со своими колегами.
Большинство людей не читает целиком газетные материалы, а ограничивается заголовками и подзаголовками. Отсюда следствие - те, кто их формулирует, имеет большое влияние на восприятие новостей читачами.
Единственное, чем владеет человек, - это способность размышлять, это ее здравый смысл. Это ее единственная реальная преимущество перед мавпою.
Ошибки делают все. Беда в том, что большинство людей просто не хочет их открыто признавати.
Если действительно веришь в то, что ты делаешь, следует настойчиво добиваться своего, даже перед препятствиями, которые виникають.
Эти правила успешного управления могли появиться только в результате научного обоснования опыта, инструментом которого является существующая теория управления и результаты научных исследований.
1.1. Суть менеджмента и управления | 1.3. Необходимость и суть управления совместной деятельностью |