11.2. Организационные формы построения бухгалтерского учета
Рациональное ведение бухгалтерского учета во многом зависит от удачно выбранной формы учета, применяемой на данном предприятии, и надлежащей организации работы. Последнее предполагает, помимо всего прочего, также рациональные взаимоотношения центральной бухгалтерии с оперативно обособленными частями предприятия. Итак, организационная форма построения учета на предприятии обусловлено его особенностями, территориальной обособленностью его структурных подразделений, системой управления, степени самостоятельности структурных подразделений, действующей системой контроля и звитности.Законом предусмотрено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях и соблюдения законодательства в процессе осуществления хозяйственных операций несут руководители. Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для надлежащего ведения бухгалтерского учета, обеспечения выполнения всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к учету, требований главного бухгалтера относительно оформления и представления бухгалтерских документов. Зависимости от размеров предприятия, организационной его структуры, системы управления, объемов учетной информации руководитель предприятия для ведения учета может:
создать бухгалтерскую службу как самостоятельное структурное подразделение предприятия во главе с главным бухгалтером;
передать полномочия по ведению учета специализированной организации или централизованной бухгалтерии, когда имеется;
нанять бухгалтера-специалиста на договорных началах;
лично вести бухгалтерский учет, если предприятие не обязано обнародовать свою звитнисть.
Развитие рыночных условиях хозяйствования обусловливает функционирование предприятий с различной формой собственности, разным объемом хозяйственной деятельности, от чего зависят существенные различия в системе управления, объеме учетной информации. Все это, в свою очередь, является предпосылкой разновариантности организационного построения учетного процесса на конкретном пидприемстви.
Предприятие самостоятельно организует ведение бухгалтерского учета на основе полной или частичной его централизации.
Централизованная организация бухгалтерского учета предусматривает создание на предприятии единого учетного центра - центральной бухгалтерии, которая и осуществляет весь учетный процесс. При этом документирование совершаемых операций проводится в соответствующих хозяйственных подразделениях и в установленные графиком документооборота сроки эти документы поступают в центральную бухгалтерию. Последняя постоянно осуществляет оперативный контроль за правильным и своевременным оформлением документов. После тщательной проверки и обработки они становятся основанием для ведения синтетического и аналитического учета. В центральной бухгалтерии учет ведется по таким направлениям, которые обеспечивают необходимую информацию для осуществления контроля как за деятельностью предприятия в целом, так и за деятельностью его хозяйственных подразделений. В конце отчетного периода центральная бухгалтерия составляет по данным синтетического и аналитического учета баланс и другие формы звитности.
Такая организационная форма ведения учета получила распространение на сравнительно небольших предприятиях с компактным размещением хозяйственных подразделений. Она имеет много преимуществ, в частности позволяет эффективнее использовать учетный персонал, рационально распределить обязанности между конкретными исполнителями, шире использовать вычислительную технику в учетном процессе, обеспечить своевременное и качественное составление звитности.
Однако такая форма организации учетного процесса имеет и существенные недостатки. Важнейшим из них является то, что контроль за осуществляемыми операциями ведется в отрыве от места их проведения и документирования, что снижает как его оперативность, так и его действенность. Кроме того, руководители хозяйственных единиц (цехов, участков, бригад) имеют недостаточное информационное обеспечение при принятии соответствующих решений или осуществления текущего контроля за деятельностью хозяйственного пидроздилу.
В связи с этим на крупных предприятиях, за значительного количества хозяйственных подразделений, а также тогда, когда отдельные цехи, участки и другие подразделения размещены на значительном расстоянии от головного предприятия, учетный процесс строится на принципах его частичной централизации. На таких предприятиях учетный процесс осуществляется как центральной бухгалтерией, так и учетной персоналом (учетным группам) структурных подразделений (цехов, бригад, участков). Ниже учетные ячейки осуществляют документальное оформление проведенных операций, обработку и группировки документов по движению материалов, готовой продукции, расчетов с рабочими и служащими и др.. В установленные сроки на основании сгруппированных документов учетные группы структурных подразделений составляют отчеты, которые вместе с документами сдается в центральную бухгалтерию. После тщательной проверки документов и составленных отчетов центральная бухгалтерия использует их для отражения проведенных операций в системе синтетических и аналитических рахункив.
Итак, при частичной централизации учета все учетные работы по возведению и обобщение деятельности предприятия осуществляются централизованно - центральной бухгалтерией, а контроль за документацией, ее первичная обработка и группировки документов, составление на этой основе отчетов проводятся децентрализовано.
Такое построение учетного процесса значительной степени устраняет недостатки, присущие полной его централизации. При таких условиях существенно усиливается контроль за работой структурных подразделений предприятия и информационное обеспечение руководства в процессе принятия управленческих решений. Эта форма организации учета приобретает сейчас все большее распространение, особенно в условиях внедрения коммерческого расчета. Она применяется на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в строительно-монтажных организациях, на железных дорогах и ин.
Однако и названа форма организации учета имеет существенные недостатки: это прежде увеличения численности учетного персонала, неэффективное его использование, осложнения своевременного составления звитности.
Укрупнение предприятий, создание их объединений, возникновение совместных предприятий и их филиалов, распространение дочерних предприятий, укрепление их самостоятельности в управлении обусловили организацию учета на этих предприятиях на принципах полной децентрализации. Такие предприятия часто находится на значительном расстоянии от главного. Поэтому они осуществляют учет вполне самостоятельно. Здесь проводится документальное оформление совершаемых хозяйственных операций, проверка и группировки первичных документов, синтетический и аналитический учет, составление и представление отчетности, включая баланс этого предприятия (филиала, подразделения).
В установленные сроки баланс и другие отчетные формы подают в центральную бухгалтерию, их проверяет и составляет сводную (консолидированную) отчетность в целом по объединению.
Такое организационное построение учета предусмотрено и действующим «Положением об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине», которое отмечает, что предприятие может выделять на отдельный баланс свои филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения (жилищно-коммунальное, транспортное, подсобное сельское хозяйство и т.д. ), входящих в состав пидприемства.
Итак, децентрализация бухгалтерского учета обусловлена прежде организационной, территориальной или технологической обособленностью предприятий или их отдельных частин.
Однако децентрализованная организация бухгалтерского учета касается прежде головного предприятия, то есть предполагает самостоятельность и автономность ведения учета и отчетности в его структурных подразделениях. Что же касается самих этих предприятий, или их филиалов, входящих в объединение, то там в зависимости от особенностей деятельности учет строится на принципах полной или частичной централизации. Поэтому сохраняются, к сожалению, все, как положительные, так и отрицательные стороны этих организационных форм ведения облику.
Из организационных форм построения учета особое место принадлежит централизованной бухгалтерии. Главная их особенность заключается в том, что они обслуживают не одно предприятие или учреждение, а целую группу однородных хозяйств определенного направления. Наиболее широкое развитие получили централизованные бухгалтерии на обслуживание бюджетных учреждений: школ, детских дошкольных учреждений, больниц, аптек, отдельных промышленных предприятий. Следует отметить, что в последнее время возник ряд малых предприятий и аудиторских фирм, которые на договорных началах обслуживают другие малые предприятия по ведению учета, то есть выполняют функции централизованных бухгалтерий. В таких условиях непосредственно на предприятиях или учреждениях вместо самостоятельных бухгалтерий создают учетно-контрольные группы, которые занимаются документальным оформлением хозяйственных операций и проверкой документов. Все другие учетные работы и составления отчетности выполняет централизованная бухгалтерия (аудиторская фирма).
Такая организационная форма построения учета, как и все остальные, имеет и преимущества, и недостатки. В частности на малых производственных предприятиях данные учетной информации нередко составляют важную коммерческую тайну, сохранить которую нелегко при таком принципа ведения облику.
В рыночной экономике все большую роль играют предприятия малого бизнеса. Они имеют небольшой объем хозяйственной деятельности, несколько упрощенную форму учета, а значит и определенные особенности его построения. В зависимости от объема учетной информации на таком предприятии может создаваться учетная аппарат или эту работу поручают выполнять специалисту по договору. Незначительного объема учетных работ их может выполнять сам владелец пидприемства.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Украины.
11.1. Содержание и предпосылки рациональной организации учета | 11.3. Руководство бухгалтерским учетом |