1.1. Возникновение и тенденции развития института консультирования

Консалтинг как самостоятельная профессиональная деятельность своим возникновением обязан менеджмента. Развитие управленческой науки второй половины XIX в. обозначен именами Фредерика Тейлора, Генри Ганта, Харринтона Эмерсона, Фрэнка и Лилиан Гилберт и другими. С оживлением промышленности и обострением конкурентной борьбы очевидной ценности получил так называемый четвертый фактор производства - информация. Залогом успеха в бизнесе стала не только рыночная осведомленность предприятия (по ценам, конкурентов, потребителей), но и его управленческая информированность (о целесообразную организацию производства, труда, мотивацию, менеджмент). Теория управления предоставляла многочисленную количество схем организации эффективного бизнеса и одновременно затрудняла овладение ими для отдельного менеджера.
Первая консалтинговая фирма («Служба деловых исследований») появилась в начале ХХ ст. в Чикаго. Позже социолог Элтон Мэйо своим известным готорнським экспериментом начал развитие мотивационных концепций управления персоналом, а уже в 1925 году Джеймс О.Мак-Кинси организовал консалтинговую фирму, которая предоставляла финансово-аналитическую и бухгалтерскую допомогу.
После Второй мировой войны всплеск деловой активности способствовал становлению консалтинга как официально признанной профессии и прибыльного бизнеса. Началось общее восстановление мировой промышленности, финансовой и политической систем, возникновения и закрепления на рынке большинства ведущих консалтинговых фирм. В настоящее время консалтинговые фирмы приобретают черты полноценных коммерческих предприятий с собственной стратегией развития, рыночной поведением и своим, присущим только им, ассортиментом продукции. Институт консалтинга получает общественное признание и приобретает существенное значение для рыночных экономических систем.
Содержание понятия «консалтинг» (с английского - консультирование), вошедшее в нашу речь как специальный термин, означает осуществление экономического консультирования любого масштаба. Консалтинг, или экономическое консультирование, может касаться как локальных чисто экономических вопросов (финансовый анализ, бухгалтерия, аудит, налогообложение), так и глобальных управленческих проблем (стратегическое развитие, реорганизация, инновационный процесс). Таким образом, управленческое консультирование (management consulting) является видом консалтинговой деятельности, направленный на оказание помощи в решении управленческих проблем.
Современное развитие мирового управленческого консультирования характеризуется сравнительно высокими темпами роста (табл. 1.1). По данным бюллетеня «Consultants News», с 1990 года среднеотраслевой ежегодный темп прироста составляет 10%, а в ведущих фирм этот показатель колеблется от 20 до 30%. Если для других сфер бизнеса десятипроцентный рост более или менее удовлетворительным, то для консалтинга такой уровень считается критическим.
Бизнес-успех консалтинга связано со сложностью управленческих проблем, возникающих на современных предприятиях, и неопределенностью деловой среды, что влечет неуверенность менеджеров и заставляет их обращаться за помощью. Стремительное продвижение управленческого консалтинга вызван также отсутствием согласованных стандартов (в отличие от таких видов консалтинга, как юриспруденция или бухучет), что позволяет практически любому специалисту, хоть немного сведущего в этом деле, заниматься консультуванням.
Сегодня наблюдается тенденция колонизации американским и европейским консалтингом рынков Азии, Индии и Восточной Европы. Благодаря такой геополитике ведущие консалтинговые фирмы получают более трети своих доходов. Последнее время привлекательным и прибыльным стало консультирование социального и государственного секторов и услуги по public relations, которые в 1995 году принесли 224 млн долл.. Andersent Consulting и 171 млн дол. - Coopers
1. ИНСТИТУТ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И рынок консалтинговых услуг 1.2. Рынок консультационных услуг