1.2. Рынок консультационных услуг

Управленческое консультирование - профессиональная деятельность, которая заключается в предоставлении независимых и объективных советов и технической помощи квалифицированными специалистами фирмам, организациям, отдельным предпринимателям (далее - клиентам) с целью содействия последним в определении и исследовании управленческих проблем, поиска их оптимальных решений, методологии внедрение рекомендаций.
Управленческое консультирование позволяет
• идентифицировать и анализировать управленческие проблемы и возможности;
• предлагать альтернативные варианты решения этих проблем;
• оказывать помощь в реализации рекомендаций и внедрении конструктивных изменений, которые признаны доцильними.
Основной задачей управленческого консультирования является оказание помощи клиентам в решении их управленческих и деловых проблем, оптимизации их бизнеса, повышении эффективности функционирования организации.
Перечень консалтинговых продуктов формируется под влиянием потребностей клиентов. К основным типам консалтинговых продуктов следует отнести:
• исследование и анализ рынка, охватывающих оценку размера, емкости, структуры рынка, анализ уровня конкурентного окружения с диагностикой потребителей и конкурентов, выявление тенденций и прогнозирование динамики развития рынка;
• разработку стратегии, предусматривающей исследования политики и деловой активности, проведения стратегического анализа компании (выявление сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз), определение цели развития и методов достижения стратегического выбора;
• финансовый менеджмент, охватывающий анализ текущего финансового состояния компании (ее доходность, кредитоспособность, ликвидность и т.п.), тенденций изменений, происходящих оценку систем и методов финансового планирования, определения эффективности структуры капитала, инвестиционной политики и поведения на финансовых рынках;
• подготовку и экспертизу инвестиционных проектов, обеспечивающих обоснование институциональной и технической возможности совершить проекта, его анализ с точки зрения коммерческой, экологической, социальной целесообразности, финансовой привлекательности и реализации в условиях неопределенности и риска;
• управление маркетингом, включающий исследования рыночной среды (окружения) компании, разработку маркетинговой стратегии, оценку эффективности отдельных элементов маркетинга (ценообразование, организацию сбыта, рекламу, управления товарными запасами и складским хозяйством), диагностику службы маркетинга фирмы, ее место в корпоративной структуре, соответствие принципов и методов оперативного маркетинга общим задачам и целям организации;
• управление производством, как объект консультативной помощи, включает в себя анализ производства с точки зрения трех важнейших составляющих производственного процесса - продукции производит компания (дизайн, сырье используется, материалы, качество), методов и принципов организации производственного процесса и планирования, организации существующих трудовых ресурсов;
• управление персоналом, которое охватывает оценку и решение проблем кадровой политики фирмы, включая планирование трудовых ресурсов, выбор и наем рабочих, обучение персонала, системы коммуникаций, мотивации к труду и вознаграждения, психологический климат, планирования карьеры и развитие организации;
• информационные технологии, включающие предоставление помощи в выборе, внедрении и сопровождении программных продуктов, разработку компьютерных методов управления производством, финансами, маркетингом, бухгалтерским и финансовым обликом.
Менеджмент-консалтинг, который является особым видом консультационной деятельности, имеет специфические профессиональные признаки. Характерными чертами работы консультантов по управлению е
• Общая эрудиция и компетентнисть
Практики-консультанты должны обладать не только высоким уровнем знаний, навыков, опыта и специальной компетенции, - их успешная работа в целом зависит от интеллектуальных и личных рис.
• Независимость и неупередженисть
Вследствие своей экономической, административной, эмоциональной независимости консультанты, работая с клиентом, предлагают необходимые объективные решения, которые не влияют на их собственные интереси.
• Рекомендацийнисть пропозиций
Консультанты не имеют административной власти и выступают как советники предложенных изменений. Принятие решения и ответственность за него несут менеджеры и руководители организаций.
• Специальная квалифицированная експертиза
Обладая комплексом накопленных профессиональных знаний и опытом работы, консультанты часто выступают как независимые оценщики решений клиента.
• Конфиденцийнисть.
В этическом кодексе консультантов указано, что соблюдение информационной безопасности гарантирует клиенту, что информация о проблемах данной организации не выйдет за ее межи.
Рассматривая управленческое консультирование как индустрию, уровень развития которой находится под влиянием общеэкономического и политического положения страны, ее интеграции в мировое содружество, следует определить факторы, влияющие на конъюнктуру рынка консалтинговых послуг.
Особенности функционирования данного рынка в целом определяются спецификой самого продукта - консалтинговой послуги.
Консалтинговая услуга - интеллектуальный продукт, остается во владении клиента после завершения консультування.
Специфика консалтинговой услуги (рис. 1.1) заключается в ее кажущейся неосязаемости незаметности и, как правило, в отсутствии завершенной материальной формы. Поэтому идентичны консалтинговые продукты, выполненные двумя консалтинговыми фирмами, могут различаться не только по форме, но и иметь разную методологию разработки и содержание. Клиент может оценить качество оказанной ему услуги или сразу после завершения процесса консультирования, или через некоторый промежуток часу.
Кроме того, качество услуги и результативность консультирования в целом напрямую зависят от личного участия и профессионализма конкретного консультанта. В связи с этим особое значение приобретают взаимопонимание консультанта и клиента и их плодотворное сотрудничество. В случае успеха клиент склонен его отождествлять на столько с содержанием и качеством проведенных работ, сколько с личностью консультанта. Такая персонализация помощи обусловливает определенную специфику спроса на рынке консалтинга: покупают не только определенные услуги, но и отдельных консультантив.
Конъюнктура рынка консультационных услуг определяется соотношением спроса и предложения, уровнем ценообразования и стратегии поведения продавцов и покупателей на этом ринку.
Потребность в помощи консультантов обусловлена не только их новыми знаниями, аналитическими умениями, мероприятиями и методологическими подходами, которые может привнести консультант в клиентскую организацию, но и тем, что посторонние консультанты призваны помогать менеджерам ориентироваться в сложных условиях ускорения технологических изменений, быстрого роста деловой активности, что чрезвычайно влияет на будущее организации.
Основными причинами привлечения консультантов для организации являются:
• текущая загруженность менеджеров фирм, препятствует им самостоятельно решать глобальные проблемы развития и оценивать кризисные проблемы компании на современном уровне знаний;
• стремление получить оценку того, что делается в организации, независимыми объективными экспертами;
• необходимость постоянного повышения эффективности производства и бизнеса в условиях жесткой конкуренции и усложнения управленческих проблем;
• отсутствие четкой и эффективной системы информационного обеспечения в области правового и экономического регулирования;
• интеграция в мировое экономическое сообщество, интернационализация требований и стандартов;
• необходимость инициирования изменений в организации;
• преодоление стереотипов в решении существующих проблем;
• обучение персонала новым управленческим технологиям;
• преодоление кризиса, если она наступает в организации, идентификация проблем и предоставление исполнительной помощи для их виришення.
Потенциальными потребителями консалтинговых услуг выступают любые организации, сталкиваются с управленческими проблемами. К ним в первую очередь можно отнести частные компании, банки, государственные учреждения, профессиональные ассоциации, инвестиционные фонды и др.. Однако проблема трансформации потребностей в управленческом консультировании в длительный спрос на него является актуальной как для рынка в целом, так и для каждой конкретной консультационной фирми.
Продуцентами консалтингового продукта определяют предложение на консалтинговом рынке, является услуги фирми.
Консалтинговая фирма - предприятие, занимающееся профессиональным консалтингом, а именно оказывает консультационные услуги клиентам (производителям, продавцам и потребителям) с помощью специально обученных лиц соответствующей квалификации, способных определить, проанализировать и разработать модель решения любой управленческой проблеми.
Продуктом производственной деятельности консалтинговой фирмы (если до производства можно отнести процесс создания любого конечного продукта, даже услуги) является консультационная услуга, которая является товаром и имеет конкретное материальное воплощение. Как правило, услуги крупной консультационной фирмы охватывают довольно широкий диапазон отраслей и функций предприятия: общее руководство, управление финансами, управление производством, маркетинг, управление работой и кадровым потенциалом, корпоративную стратегию и так инше.
На управленческом рынке консалтинговой услуги предлагают:
• услуги транснациональные корпорации (большая пятерка: Deloitte
1.1. Возникновение и тенденции развития института консультирования 1.3. Особенности становления и развития консультационного бизнеса в Украине