2.1. Внешние и внутренние консультанты

Современное состояние рынка консультационных услуг подтверждает жизнеспособность и перспективность института независимого консультирования. Консалтинговые фирмы, продвигающие на рынок свои услуги, провозглашают свою объективность и независимость при решении задач клиента. Такой вид консультирования является внешним, так консультанты работают с клиентом на основе их временного привлечения к организации на период предоставления консультационной услуги. В этом случае консультанты не являются сотрудниками компании клиента и не подчинены ее керивництву.
Наряду с использованием внешнего консультирования ведущие корпорации и небольшие предприятия создают внутренние консультационные подразделения, которые призваны оказывать консультационную помощь собственной организации. Они выполняют функции, которые ранее выполняли консультанты, приглашенные из профессиональных консалтинговых фирм. Работу консультантов внутренних подразделений характеризует понятие «независимая практика», что предполагает возможность использования опыта и компетенции консультантов при предоставлении объективных управленческих советов. Создание и развитие внутреннего консультирования в рамках корпорации свидетельствует о признании целесообразности консультационного подхода, технических и методологических преимуществ. Доступность, знание корпоративной культуры, гарантия конфиденциальности, а также владение информацией о глубинных причин возникновения проблем позволяет считать внутренних консультантов основным источником профессиональных рекомендаций. Кроме того, преимуществом внутреннего консультирования является его стоимость, которая обычно ниже стоимости услуг внешнего профессионала. Безусловно сохранить объективность и независимость внутренних консультантов в условиях административной подчиненности руководству клиента достаточно сложно, поэтому создание и функционирование такого подразделения будет более целесообразным при одновременном использовании внешней консультационной допомоги.
Таким образом, в практике консультирования есть два вида консультантов: внутренние и внешние (рис. 2.1).
Выбор вида консультирования зависит от масштаба и причин возникновения проблемы клиента, а также от осознания руководством компании недостатков и преимуществ внешнего и внутреннего консультирования (рис. 2.2). Однако некоторые проблемы требуют объединения усилий внешних и внутренних консультантов, что позволяет перекрыть слабые стороны одних сильными сторонами инших.
Отдельными консультантами могут быть:
• опытные практики-специалисты из других организаций;
• рабочие организаций, высших по рангу;
• рабочие специализированных организаций (проектных, научно-исследовательских, преподаватели вузов).
К преимуществам отдельных внешних консультантов следует отнести их высоко индивидуализированный и гибкий подход (что довольно трудно применять более крупным консультационным фирмам), а также достаточно низкую стоимость услуг по сравнению с консультационными фирмами.
Однако отдельные консультанты практически никогда не решают сложных задач, требующих значительных исследований; не могут предложить клиенту комплексное обслуживание, поскольку среди них редко встречаются специалисты-универсали.
Консультативные фирмы по размеру и ассортименту услуг делят на
• крупные многофункциональные, как правило, транснациональные консалтинговые фирмы численностью от 100 до 1000 человек. Они работают с клиентами широкого спектра и решают проблемы любой сложности с полным набором управленческих услуг;
• аудиторско-бухгалтерские фирмы, которые, как правило, не ограничиваются чисто аудиторскими и бухгалтерскими видам работ и предлагают услуги в сфере поведенческих ситуаций, управления кадрами и профессиональной подготовкой;
• мелкие консалтинговые фирмы, специализирующиеся в одной или нескольких отраслях промышленности или сферах услуг. Чаще всего они занимаются общим управленческим консультированием мелких и средних фирм;
• консультационные фирмы, специализирующиеся на инженерно-технических услугах. Их сотрудниками являются специалисты в области телекоммуникаций, программного обеспечения, эконометрии.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ консалтинговых фирм 2.2. Виды организационно -правовых форм консалтингового бизнеса