2.2. Виды организационно -правовых форм консалтингового бизнеса
Выделение различных организационно-правовых форм необходимо, поскольку разногласия в вопросах налогообложения, ведения учета, отчетности, ответственности накладывают отпечаток на организацию бизнесу.Выделяют следующие организационно-правовые формы консалтингового бизнеса:
• единичное владения (практик-одиночка, владелец и его несколько рабочих). Характерными чертами таких фирм является выполнение владельцем функций консультанта (иногда с помощью нескольких лиц, привлеченных на период выполнения задания) и руководителя фирмы. Прибыль такой фирмы облагается как личный доход владельца. Ответственность владельца не ограничено. В случае выхода на пенсию или смерти владельца фирма, как правило, прекращает существование;
• партнерство (наиболее распространенная форма в сфере консультирования) создается на основании соглашения между несколькими лицами, которые объединяют свои знания и ресурсы и создают фирму, обязуясь распределять между собой прибыль, убытки и повинности (рис. 2.3). К основным преимуществам партнерства относят оптимальное использование квалификации и знаний партнеров путем разделения труда, возможность выполнения сложных задач и продолжения работ при отсутствии одного из партнеров; рациональное использование ресурсов фирмы. Однако неограниченная ответственность каждого партнера за ошибки и обязательства других совладельцев и необходимость достижения согласия по каждому важному решению иногда вызывают неэффективность партнерства;
• корпорация (акционерное общество) встречается в условиях создания транснациональных компаний. Главной особенностью этой формы консалтингового бизнеса является отсутствие ответственности ее владельцев за обязательства и долги корпорации. Корпорация функционирует отдельно от владельцев. Основными преимуществами корпоративной организации бизнеса является гибкость в выполнении и развития дела, возможность изменения количества владельцев, возможность объединения в одном лице работника и совладельца и реинвестирования прибылей фирмы, налогообложения личного дохода и прибыли корпорации, а также уменьшение налогооблагаемой прибыли корпорации.
Все вышеизложенное, не дает оснований судить о сравнительной эффективности организационных форм бизнеса. Применение каждой из них пригодно для определенных рыночных и юридических условий. Но в процессе профессионального развития отдельная фирма может менять формы бизнеса - от единичного владения в корпорацию. Стремление владельцев и руководства консалтинговых фирм мотивировать консультантов к высокопроизводительному труду реализуется через привлечение их к совместному владению компанией. Так практически одна треть работников ведущей консалтинговой фирмы McKincey являются партнерами.
2.1. Внешние и внутренние консультанты | 2.3. Структуры управления консалтинговых фирм |