2.4. Формирование школы "научного менеджмента"
Развитие первой классической теории менеджмента, которая стала широко в мире под названием школы "научного менеджмента", приходится на начало XX в. ее родоначальником является американский инженер Ф. Тейлор. Он написал такие известные на весь мир книги, как "Сдельная система", "Цеховой менеджмент" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911).Похоронен в Филадельфии, где на его могиле написано: "Отец научного менеджмента".
Своими экспериментами и научными трудами Тейлор пытался доказать, что разработанные методы научной организации труда и сформулированные на их основе принципы "научного менеджмента" внесут истинную революцию в современное производство, заменив устаревшие авторитарные методы управления более рациональными, научными подходами. Историки менеджмента не случайно подчеркивают американское происхождение феномена тейлоризма, поскольку центр прогрессивного развития капитализма переместился тогда из Европы в Северную Америку.
В то время, когда Тейлор начинал свою профессиональную и научную деятельность, деловом менеджмента как особому виду занятий практически не уделялось внимания. Под менеджментом часто понимали эмпирические знания технических приемов производства стали, рубашек, сосисок и всего, что угодно, кроме деятельности по организации.
Но уже в первые годы XX в. малочисленные менеджеры почувствовали увеличение спроса на свои услуги, основой которого было повышение эффективности индустриального труда. Тейлор выступал за превращение научного управления в отрасль индустриального труда, похожую на инженерну.
Система Тейлора заключалась в последовательном проведении принципа разделения труда на исполнительную и распорядительную. Он рассматривал научный менеджмент как действенное средство приближения интересов всего персонала, благодаря повышению благоустройства рабочих и налаживанию более тесного их сотрудничества с хозяевами и администрацией в деле достижения производственных и экономических н их задач предприятия. Тейлор говорил, что для тех, кто воспринял систему научного менеджмента в полном объеме, следствием будет снятие всех споров и противоречий между сторонами. Он говорил менеджмент как процесс слияния материальных ресурсов производства и технологии с собственно человеческим потенциалом производства для достижения целей индустриальной организации. Научный менеджмент,-учил,-побуждает развития чувства товарищества, поскольку отношения людей в производстве-это уже не отношения хозяев и подчиненных, которую старых системах управления,
а отношения взаимопомощи между друзьями, которые помогают друг другу выполнить ту работу, к которой каждый из них лучше пидготовлений.
При традиционном методе управления инициатива рабочих достигалась в отдельных случаях. При научном менеджменте, за Тейлором, инициатива проявляется постоянно. Для этого менеджеры возлагают на себя новую ношу, дополнительные обязанности и ответственность. Так, они должны буквально по крупинкам собрать в единое целое все те традиционные знания, навыки, умения, которые в прошлом были составными мастерства рабочих, классифицировать, кодировать их, оформляя в соответствующие правила, законы, формулы, помогающие работникам в их работе. Именно таким путем менеджмент эволюционирует в науку.
С точки зрения Тейлора, основной задачей менеджмента должно стать обеспечение наибольшего процветания предпринимателя вместе с максимальным благосостоянием каждого робитника.
Следует отметить, что новаторские идеи Тейлора на первом этапе встретили сопротивление многих предпринимателей. Научный менеджмент они расценивали как попытку неоправданного вмешательства в сферу их суверенных прав. На самом же деле - менеджмент е прочнее закрепил иерархическое построение производства, дополнив право владельцев на контроль за собственностью, которая им принадлежала, введением нового элемента - подчинение "законом науки". Принципы научного менеджмента усилили трактовка работника как простого инструмента, купленного владельцем и направленного менеджментом для выполнения определенного производственного завдання.
Из своих исследований и экспериментов Тейлор вывел ряд общих принципов, которые легли в основу его системи.
Разделение труда. По менеджером закреплялась функция планирования, а за рабочим - функция виконання.
Измерения труда. Это измерение рабочего времени с помощью единиц часу.
Задача-предписания. Производственные задачи распределялись не только ежеминутно, но и сопровождались подробным описанием оптимальных методов их выполнения. Цели предприятия были четко запланированы и каждому рабочему выдавалась письменная инструкция по его конкретных задач. Путем реализации этих мероприятий как рабочий, так и менеджер получают определенные стандарты, которые помогают измерять працю.
Программы стимулирования должны быть понятны рабочему. Любой элемент труда имеет свою цену, и его оплата зависит от выпуска го-товой продукции. В случае же достижения высокой производительности рабочему выплачивают премиальни.
Труд как индивидуальная деятельность. Влияние группы делает рабочего менее продуктивним.
Мотивация. Личная заинтересованность является движущей силой для большинства людей.
Роль индивидуальных способностей. Устанавливается и учитывается ризниия между способностями робитникив.
Роль менеджмента. Внедряются те авторитарные методы управления, которые ужесточают правила и стандарты, регламентирующие працю.
Роль профессиональных союзов. Скептическое отношение к профессиональным спилок.
10. Развитие управленческого мышления. Тейлор был не одинок в своей новаторской деятельности. Среди других следует выделить Г. Гантта (1861 - 1919).
Он внес вклад в разработку теории лидерства. Его перу принадлежат книги "Труд и доход" (1910), "Промышленное руководство" (1916), "Организация труда" (1919). Работы Гантта характеризуют осознание ведущей роли человеческого фактора в промышленности и уверенность в том, что рабочему человеку должна быть предоставлена возможность найти в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. По Гантта, эра принуждение к труду уступила место знанием, поэтому политика будущего заключается в попытке учить и вести людей к общей выгоды всех заинтересованных сторин.
Гантт строил планы грядущей "демократии на производстве" и мечтал о гуманизации науки управления в будущем. Ему принадлежит фраза: "Из всех проблем менеджмента наиболее важтивою проблема человеческого фактора".
Супруги Ф. Гилбрет (1878-1924) и Я. Гилбрет (1878-1972) занималась преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовал возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на производство. Гилберт написали книги "Изучение движений" (1911) и "Психология управления" (1916).
Ф. Гилбрет выступал за широкое внедрение в менеджмент современных измерительных методов и инструментов. Чтобы быть прибыльной, любая производственная деятельность должна планироваться и управляться, за ней должны стоять способности, опыт и знания управляючих.
М. Фоллет (1868-1933) изучала социальные отношения в малых группах. Свои взгляды она изложила в книгах, часть которых была опубликована после его смерти: "Творческий опыт" (1924), "Энергичное администрирования" (1941), "Свобода и подчиненность" (1949). Власть, что понимается как подчиненность одного человека другому, унижает человеческие чувства и не может быть основой эффективности индустриапизации, организации. Демократия - вот та великая духовная сила, которая использует каждого человека и компенсирует недостатки отдельных индивидов тем, что переплетает их вместе в жизни общества. Лидерами становятся не только с рождения, но и благодаря соответствующему навчанню.
Настоящий лидер должен не только предвидеть ситуацию, но и творить ее. В статье "Менеджмент как профессия" (1925) М. Фоллет выделила такие факторы, обусловливающие рост потребности в менеджменте:
1. Эффективный менеджмент заменяет эксплуатацию природных ресурсов, которые очень обмежени.
Острая конкуренция и нехватка трудовых ресурсив.
Повышение этичности человеческих видносин.
Растущая сознание бизнеса как общественной службы с чувством ответственности за ее эффективное проведення.
Американский менеджер Р. Робб (1864-1929) опубликовал в 1910 "• Лекции по организации". Совершенствование организации он ассоциирует с совершенствованием дисциплины армии.
Несколько позже Г. Хопф (1882-1949) сформулировал идею оптимальной организации. В статье "Менеджмент и оптимум'' (1935) он предложил конкретные предложения, которые способны улучшить менеджмент:
Четко представлять цели и задачи бизнесу.
Определять общую политику, которой следует придерживаться несмотря на оперативную обстановку и результати.
Формулировать задачи менеджмента понятно для людей.
Комплектовать административный штат людьми, достаточно компетентными для успешного решения поставленных перед ними завдань.
Обеспечить административную группу стандартами, с помощью которых можно точно проверять выполнение завдань.
Изучать оперативные результаты и устанавливать направления их досягнення.
Регулировать темпы замещения членов административной группы в соответствии с установленными в организации правил.
Учитывать фактор возраста применительно производительных возможностей администраторив.
Устанавливать оптимальный размер организации на уровне, который обеспечивал бы наиболее благоприятные результати.
В зарубежных исследователей, которые существенно повлияли на формирование американской концепции менеджмента, следует отнести английского ученого А. Шелдона и французского предпринимателя А. Файоля. Перу А. Шелдона принадлежит книга "Философия управления" (1923), в которой он подчеркивал главным образом этической стороне менеджмента, присущую ему функцию видповидальности.
Каждый менеджер должен воспринять три принципа философии менеджмента:
Политика, условия и методы промышленности должны быть направлены на повышение добробуиу еуснильсива.
Менеджмент должен приспособить высшие моральные обязательства общества о социальной справедливости в каждом конкретном випадку.
Менеджмент должен проявлять инициативу в возвеличивании общих этических стандартов и концепций социальной справедливости.
В ходе применения этих принципов менеджер анализирует как аспект технологической эффективности, так и аспект социальной эффективности, до-
достигается с помощью научных методов исследования труда и развития человеческих можливостей.
В общем виде философия менеджмента Шелдона сводится к следующему:
Промышленность существует с целью производства товаров и послуг.
Промышленный менеджмент должен руководствоваться принципом, который основывается на предоставлении услуг колективу.
Менеджмент как часть индустрии отделен от капитала и делится на три части: администрацию, собственно менеджмент и организацию.
До тех пор, пока индустрия основывается на экономическом фундаменте, менеджмент должен достигать целей через развитие эффективности как человеческого, так и материального компонентов фабрики.
Эта эффективность развивается благодаря использованию науки в управлении и развитии человеческих ресурсов промисловости.
Эффективность зависит от структуры функций.
Использование научных методов в менеджменте означает:
использование исследований и измерений во всех начинаниях, которые менеджмент вводит и контролирует;
подготовку и практическое использование каждого почасового отрезке работы;
определение трудовых затрат для обоснования и точного определения желаемых результатов;
- Использование этих стандартов для обеспечения найбильш
экономических методов производства и менеджменту.
8. Политика ответственности менеджмента требует внимания к человеческому компонента виробництва.
А. Файоль, по оценке американских специалистов в области менеджмента, был наиболее выдающимся фигурой, которую Европа дала менеджмента вплоть до середины XX в. Именно Файоль первым классифицировал изучение менеджмента за его функциональным признакам: планирование, организация, распоряжение, координация и контроль. Он сформулировал перечень качеств, которыми должны обладать менеджеры:
Здоровье и физическая бадьористь.
Ум и интеллектуальные здибности.
Моральные качества, а именно настойчивость, энергия, мужество в принятии решений и видповидальнисть.
Высокая общая освита.
Управленческие способности, предсказания, умение разрабатывать план действий, организационные навыки, искусство общения с людьми, умение объединять и направлять усилия многих людей и умение контролювати.
Общая осведомленность по всем существенным функций пидприемства.
Истинная компетентность в той специфической деятельности, которая характеризует концерн.
С чисто экономической точки зрения научный менеджмент был продуктом своей среды и своего времени в том смысле, возникший из общей потребности промышленности в повышении эффективности производства. И здесь на первый план выходит не дополнительное привлечение ресурсов, а скорее рациональное их использование.
2.3. Теория индустриального менеджмента | 2.5. Теории "человеческого фактора " в управлении |