2.3. Теория индустриального менеджмента

Исторический путь эволюции менеджмента насчитывает более 100 лет, хотя первые попытки организации промышленного производства на научной основе осуществлялись в Англии уже в первые десятилетия XIX века. В этот период экономисты стали осознавать ключевую роль фигуры управляющего в налаживании эффективности капиталистического производства, начали задумываться над качествами менеджеров, характеризуя их как органы производственного процесса. Английский экономист Д. Лафлин считал, что менеджер, который умело выбирает месторасположение фабрики, контролирует финансы, закупает сырье и продает продукцию, умеет обращаться к рабочим, ставить перед ними задачи, кто следит за рынком и знает, когда можно продавать, а когда придержать товар , кто в состоянии четко осознать, чего хотят покупатели, соединить характер их запросов со свойствами своих продуктов, - такой менеджер является редкой людиною.
Первая половина XIX в. и является тем периодом, когда в наиболее развитых странах капитализма, зарождавшегося (сначала в Англии, а затем в США), начали формироваться основы той дисциплины, которая потом получила название "менеджмент".
В настоящее время везде процветал грубый, авторитарный стиль руководства, начал интенсивно накапливаться основной капитал. Управленческая практика этих лет может быть охарактеризована как авторитарный деспотизм, бесчеловечная эксплуатация и безграничное своеволие в отношении пидлеглих.
В период становления фабричной системы производства функции менеджмента часто смешивались с задачами инженерных служб, а сами менеджеры концентрувстлы свое внимание главным образом на решении чисто технологических или экономических вопросов, в результате чего организационные и социальные аспекты деятельности предприятий фактически выходили за пределы их компетенции.
Менеджмент этой эпохи характеризуется жесткой дисциплиной и военным строем организации. Первые менеджеры широко использовали методы армейской дисциплины, строго наказывали работников для обеспечения безоговорочного повиновения. С наступлением индустриальной революции многие рабочие были втянуты в сферу промышленного производства на основе других принципов дисциплины и организации. Природа фабричного труда требовала своевременного и точного выполнения рабочими всех виробничих
операций, что стало невозможным без втягиванию их в сам процесс организации производства, которая заставила менеджмент постепенно изменять характер своих организаций от тотального надзора за процессом труда к его организации на основе самостоятельной ответственности персоналу.
Можно согласиться с мнением авторов американской энциклопедии профессионального менеджмента, что отправной точкой развития теории индустриального менеджмента следует считать 1886 год, когда Г. Таун (! 844 - 1924) (президент мануфактурной компании "Йель энд Таун") на ежегодном собрании американского общества инженеров-механиков провозгласил доклад на тему: "Инженер как экономист".
В ней он впервые поставил вопрос о роли менеджмента как относительно самостоятельной сферы научных знаний и профессиональной специализации, которая по своей практической значимости равнозначна инженерной труда. Таун доказывал:'' Менеджмент должен быть выделен в отдельную науку со своим предметом, литературой и ассоциациями, поскольку мы в этом случае, предприниматели и менеджеры, можем иметь взаимную выгоду из общего опыта ".
Основы изучения менеджмента были заложены реальными опытными людьми, которые управляли первые фабрики и фирмами. Однако менеджмент не признавали как важную составляющую успеха или неудачи фирмы до тех пор, пока не возникло сравнительно много предприятий с похожими проблемами, которые превратили деловое администрирование в особое искусство и вид занятий, не зависящим от конкретной фирмы или отрасли промышленности. Задача менеджеров состояла в том, чтобы специалист входил в структуру власти фирмы и дать ему больше автономии, чем рабочему, для развития в нем стремление идентифицировать собственные интересы с интересами фирми.
Среди пионеров менеджмента можно отметить и X. Мюнстерберга (1863 -1916). Он был зачинателем промышленной психологии, проблемам которой посвятил книги "Психология и индустриальная эффективность" (1913) и "Психология бизнеса" (1918).
Итак, индустриальный менеджмент обязан своим возникновением увеличению веса организационных управленческих проблем в производственном процессе. Одно из первоочередных задач было, чтобы достичь высокой отдачи от труда рабочих. Для этого рабочим постоянно прививали исполнительскую дисциплину, профессиональную культуру, умение тщательно и своевременно выкапывать должностные обязанности. Вместе с тем в своих первоначальных формах менеджмент был близок к традиционному авторитарного стиля руководства, который характеризовался жестким обращением с рабочими. Вообще менеджмент эпохи возникновения индустриального производства очень широко использовал методы управления, наказание как основные средства регулирования живого труда. На этом этапе в нем наметились тенденции перехода от принципа надзора за трудом к принципу ее рациональной организации на научных основах, но в цилому
менеджмент еще не перенес центр внимания своих усилий по внешнего контроля на управление.
2.2. Становление первых теорий управления 2.4. Формирование школы "научного менеджмента"