Ситуация 5

Обоснование направления развития СП «Укрроссталь»
1. История развития пидприемства
Совместное Украинско-российское предприятие с иностранными инвестициями СП «Укрроссталь» является обществом с ограниченной ответственностью, созданное в 1995 году. «Укрроссталь» спланировано как комплексный производственно-перерабатывающий заведение с полным циклом переработки металлолома, как полуфабриката, так и готового (раздробленного и пакетированного) для потребления и дальнейшей реализации продукта. Этот комплекс основан в Киевской области и использует ресурсы, вкладываемые соучредителями компании СП «Укрроссталь», в том числе кoмпаниею «Гэррет Лтд» (Россия). На сегодняшний день уставный фонд предприятия составляет 1835,60 тыс. грн, из них 1101,36 тыс. грн - 65% взнос ООО «Гэррет Лтд». СП «Укрроссталь» - одно из ведущих предприятий не только в Украине, но и среди стран СНГ, перерабатывает до 900 тонн металлолома в мисяць.
Начиная с IV квартала 1996 года СП «Укрроссталь» занималось переработкой, упаковкой и продажей лома черных и цветных металлов на внутреннем рынке, а начиная со II квартала 1997 года начало заниматься экспортной деятельностью по продаже металлолома на международном рынке. Продукция предприятия отпускается потребителям в спрессованных брикетах с маркировкой в соответствии с требованиями страны и фирмы-споживача.
Предприятие придерживается стратегии роста путем выхода на новые и закрепления на старых рынках сбыта лома черных и цветных металлов. На сегодня предприятие с целью расширения экспортной деятельности занимается поиском потенциальных инвесторив.
2. Организационный потенциал
Предприятием руководит группа специалистов (3 чел.), Все они имеют высшее экономическое образование и значительный опыт работы в металлургической и металлоперерабатывающих отраслях. Высокий уровень квалификации и подготовки персонала, его профессиональная компетентность определяют качество управления человеческими ресурсами. Общее количество работающих 350 человек. Предприятие дивизионную структуру (по продуктам - черном и цветном металлолома), региональные металлобазы размещены в Киевской, Днепропетровской и Николаевской областях (рис. 1).
3. Финансовые показатели деятельности пидприемства
4. Технико-технологический потенциал
СП «Укрроссталь» имеет следующее технологическое оборудование для обработки и погрузки металлолома: автокары, тракторы, экскаватор, подъемный кран, кислородную резкую т.д.. Экскаватор со специальными сменными захватами для прессования металлолома в необходимые по размеру пакеты, для лучшего размещения при транспортировке, газоплазменной резкой со специальными мундштуками для резки. Предприятие использует современную технологию кислородной ризки.
Для повышения объема переработки металлолома и продажи его на международном рынке СП «Укрроссталь» намерен приобрести высокопроизводительное оборудование у немецкой фирмы «Metimo» GmbH.
Совершенствование существующего комплекса по переработке металлолома позволит предприятию увеличить объемы экспорта и интенсифицировать продвижение данного товара на мировые ринки.
5. Опыт экспортной дияльности
На сегодня СП «Укрроссталь» намерена расширить свой экспортный потенциал, следовательно, поиск финансовых ресурсов является одной из первоочередных завдань.
Ценовая политика является выдающимся методом проникновения на новые и закрепления на старых рынках сбыта лома черных и цветных металлов. В условиях насыщенности не только внутреннего, но и рынков стран бывшего СССР для проникновения на европейский и американский рынки фирма СП «Укрроссталь» проводит агрессивную ценовую политику, предлагая свою продукцию по ценам, которые есть на 3-5% ниже, чем цены, сложившиеся на отечественном рынке (это возможно благодаря новой технологии переработки металлолома - табл. 11).
Главными потребителями продукции СП «Укрроссталь» являются преимущественно фирмы Западной Европы, а также США, с которыми заключены соответствующие контракты на общую сумму 18,6 млн дол. на период с 2-3 квартал 1999 по 2000 гг (табл. 12). В 1999 году планируется расширение экспортной деятельности, сужение деятельности на внутреннем рынке (вследствие роста неплатежей отечественных потребителей). Отечественными потребителями в Киеве и Киевской области является Броварской завод порошковой металлургии, Государственный броварской завод алюминиевых строительных конструкций, завод «Транссигнал», Киевское производственное объединение им. Артема, завод «Большевик».
Целевым рынком для СП «Укрроссталь» являются рынки переработки отходов металлургической промышленности и лома стран ЕС и, в частности, Германии и Италии. С середины 1996 г. продолжает расти спрос на продукцию металлургической промышленности на внутренних рынках Германии и Италии. Стала конъюнктура поддержит высокий спрос на лом не только в этих государствах, но и в других странах ЕС. В 1997 г. спрос на стальную продукцию в странах ЕС вырос на 28%, в Германии - на 21,5%, в Италии - на 18,7%, в третьих странах - на 13,5%.
В сентябре 1998 г. импорт стальной продукции и металлолома в страны ЕС увеличился по сравнению с тем же периодом 1997 г. на 31%. В отраслевом разрезе: спад деловой активности в области строительства компенсируется ростом закупок стальной продукции машиностроительной (3,5%) и электротехнической (5,5%) галузями.
Стратегия выхода и освоения новых рынков для СП «Укрроссталь» заключается в дифференцированном подходе к их выбору. Уже сейчас руководством СП «Укрроссталь» были подписаны контракты и начато продвижение продукции в США, Швейцарию, Туреччину.
6. Конкуренты СП «Укрроссталь»
Фирмы, которые работают на рынке торговли металлоломом, делятся на три основные категории.
К первой категории (А) принадлежат компании, созданные с прошлых союзных предприятий заготовки лома. Но имея лучшие стартовые условия (деловые связи, систему сбыта, знание рынка и т.д.) они не смогли провести реструктуризацию и упустили момент для развития и сегодня по своим «номинациям» не входят в группу лидерив.
Вторую категорию (Б) составляют фирмы, созданные при крупных промышленных или транспортных предприятиях и гарантированно получают значительные объемы лома (списанное оборудование, вагоны и др.). Сюда также входят специализированные организации, работающие с военным оборудованием, превращая его в металлолом. Но черный лом военного происхождения иностранные покупатели закупают небольшими партиями со значительными затратами на экспертизу, а металлолом цветных металлов через значительное содержание ядовитых компонентов требует сортування.
К третьей категории (В) входят фирмы, которые пришли в этот бизнес из других рынков, успешно освоили тонкости рынка и удерживают лидерство как по объемам продаж, так и по освоению перспективных методов работы. СП «Укрроссталь» относится к третьей категории.
Киевское и Харьковское предприятия имеют очень высокие накладные расходы. Одесское и Херсонское предприятия работают на устаревшем оборудовании и имеют очень большие затраты на электроэнергию. Донецкое и Запорожское предприятия по переработке металлолома занимают ведущие позиции, но они имеют большую задолженность по расчетам с бюджетом и постачальниками.
Конкурентами СП «Укрроссталь» на внутреннем рынке являются предприятия системы «Вторчермет» (Киева, Донецка, Харькова, Херсона, Запорожья, Одессы), Артемовское АО «Азом», АОЗТ «Интерсплав», СП «Сплав», СП «Alliant Kiev». Физически и морально устаревшее оборудование большинства указанных предприятий, которые были введены в эксплуатацию более 20 лет назад, не способно конкурировать с современным оборудованием передовых украинских и зарубежных переработчиков металобрухту.
На рынках Западной Европы есть много металло-и ломоперерабатывающих фабрик, но небольшой мощности имеют определенную стабильную базу клиентов; тенденции к активной экспансии на рынке у них отсутствуют. Предприятия восточноевропейских стран имеют экономическое положение менее стабильный, но продукция, которую они производят, имеет меньший потенциал для ценовой конкуренции по сравнению с возможностями СП «Укрроссталь».
Стратегия просунення
Основой маркетинговой политики СП «Укрроссталь» является использование системы прямых связей с потребителями, что обеспечивает максимальную осведомленность широкого круга потенциальных потребителей со всем спектром товарив.
В будущем фирма планирует использовать следующие методы продвижения своего товара:
ценовое стимулирование будущих посредников;
доступность для большинства потенциальных покупателей;
получения уровня прибыли, что необходимо для развития предприятия
прямые контракты;
работа с независимыми посредниками;
агентские угоди.
Завдання
На основе диагностики предприятия сделайте прогнозы относительно перспектив развития (пессимистический и оптимистический).
Определите основные проблемы предприятия. Проявите их взаимосвязь.
Сделайте схему причинно-следственной связи.
Предложите альтернативные варианты решения проблеми.
Обоснуйте выбор наиболее привлекательной альтернативы по определенным критериям.
Ситуация 4 ПРИЛОЖЕНИЯ