4.1. миссия организации

Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.
Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, которая показывает причину его существования. В литературе она обозначается такими понятиями, как "политика", "философия", "миссия". В ней детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.
Немцов В.А., Довгань Л.Е., Синиок Г.Ф. [72] формулируют определения миссии как главной, общей цели организации, которая определяет причину ее иснування.
Миссия организации детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии должно охватывать следующее:
задачи фирмы с точки зрения ее основных услуг и изделий, ее основных рынков и технологий (т.е. какой предпринимательской деятельностью занимается фирма)
внешнюю среду применительно к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы;
культура организации; какого типа рабочий климат существует внутри фирмы; какой тип людей он приваблюе.
Сейчас законы рыночной экономики, которые вступают в силу, требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них - обнародование миссии организации, которая дает уяанення о ее при значение, необходимость и полезность для окружающей среды, сотрудников, общества в цилому.
Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации?
В качестве примера можно привести формулировки миссии компании "Форд"-предоставление людям дешевого транспорта. В ней четко определена сфера деятельности компании - транспорт, потребители продукции - люди, а также ориентация на широкий круг потребителей. Такая формулировка миссии способно влиять на стратегию и тактику всей деятельности компании.
Миссия не должна зависеть от фактического состояния организации, форм и методов ее работы, поскольку в целом она выражает взгляд уа будущее, показывая, на что будут направлены усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято определять главную цель как получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации.
Раздел 4. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 4.2. Цели в управлении